«Россия – навсегда великая страна»

https://plusinform.ru/
Слова, вынесенные в заголовок, – это название песни Валерия Халилова и А. Савицкого. А вот и текст: «Мы в своей отчизне разнолики, Но один над нами небосвод. Нет народов малых и великих, Россияне - Мы один народ». Это – прочная позиция великого музыканта и дирижера Валерия Халилова. Фестиваль, посвященный его памяти, прошел на прошлой неделе в семнадцати городах России.


Фестиваль – признание в любви к России

Организаторы музыкального праздника говорят, что «Основная идея проведения Фестиваля - объединение разноформатных концертов по всей стране - выступление как военных, так и гражданских коллективов, как взрослых, так и детских, симфонических оркестров и духовых, ансамблей песни и пляски и сольных исполнений.

Валерий Михайлович объездил всю страну, был во многих городах с Центральным оркестром Министерства обороны Российской Федерации, и всегда его поражало гостеприимство, радушие и доброта людей, которые с большой радостью и теплом принимали у себя духовой оркестр и главного военного дирижера страны.

А сегодня музыканты и дирижеры - друзья Валерия Халилова, в знак доброй памяти, уважения и любви к личности генерал-лейтенанта, к музыке, к своей стране, организовали в своих городах концерты, приурочив их ко дню рождения Маэстро. Спасибо организаторам, руководителям оркестров, дирижерам и музыкантам! Надеемся, что проведение Фестиваля станет ежегодной доброй традицией!»

В финале фестиваля прозвучала песня – «Россия - навсегда великая страна», песня – которую написал Халилов, песня - объединяющий символ фестиваля.

И становится понятным, что фестиваль – это не только мастерство оркестров, фестиваль – это признание в любви к России. Именно к той самой, разноликой и многоликой, которую так любил Валерий Халилов.


17 городов?

Официально в фестивале принимали участие 17 городов: Москва, Санкт-Петербург, Царское село (Пушкин), Сочи, Севастополь, Калининград, Южно-Сахалинск, Якутск, Хабаровск, Киржач, Истра, Белгород, Кызыл, Владивосток, Тамбов, Брест, Астрахань.

Вы думаете, это все? Вовсе нет. Было достаточно много концертов, посвященных дню рождения Валерия Михайловича, которые проходили сами по себе, не в рамках фестиваля. Где? Посмотрите на карту России – почти везде. И не имеет никакого значения, что они не были официально утверждены в перечне городов-участников фестиваля, потому что смысл у всех концертов один – звучание оркестров по всей стране, от Дальнего Востока до Калининграда, во всех уголках страны и за ее пределами. Потому что все они думали в это время о трагически ушедшем из жизни Валерии Халилове. Они играли в память о нем.
 

Да, концертная программа у всех была разной. И это тоже правильно, мы ведь и впрямь «разнолики».

Вот, например, концертная программа в Киржаче, в тех местах, где был дом Валерия Халилова, куда он всегда возвращался, и где был похоронен.

На плацу играли:

В. Халилов Марш «Ратный» (с группой мажореток)

Л. Книппер «Полюшко-Поле», аранжировка В. Рябинина (дефиле оркестра)

И. Лученок «Майский вальс» (с группой мажореток)

Конти «Летим сейчас» (дефиле оркестра)

В концерном зале:

Пучков «Русский марш»

Вальс «Березка»

О. Газманов Марш «Москва»

М. Джексон «We are the word»

Ч. Кореа «Испания»

Т. Ньюман «Skyfall»

Песня «Навсегда великая страна»

В. Агапкин «Прощание славянки».

Наверное, особенно важна здесь последняя музыкальная композиция. Долгое время Халилов был руководителем и дирижером военного оркестра Российской армии, в финале всех выступлений которого звучала «Прощание славянки».

Санкт-Петербург

Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы выступал в Доме офицеров Западного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации, на Литейном проспекте.

Здесь было много морской тематики. И много Халилова. В. Панченко «Петер-виват!», кант-парад для духового оркестра – традиционная музыкальная композиция в выступлениях Адмиралтейского оркестра.  Но больше все-таки произведений Валерия Халилова: морской марш «Рында» (посвящён капитану 1 ранга Б. В. Григорьеву), «Адажио», Концертная пьеса для группы кларнетов, вальс «Бегония», «Армия и Флот», «Любить всю жизнь...».

Формат Тувы

Как кажется, учредители Фонда Халилова действительно хотели провести обычный фестиваль, в Москве. Но ведь в Туве есть филармония имени Халилова и есть многочисленные друзья Валерия Михайловича. Поэтому многое поменялось изначально.

Вот что пишут организаторы: «Формат Фестиваля стал для нас полной неожиданностью, это как стихийное явление, основанное на простых человеческих отношениях и уважении к деятельности Валерия Михайловича и его личности. Нам оставалось только подхватить инициативы и объединить всех в единый праздник духовой музыки.

Зарождением регионального движения мы считаем Республику Тыва, где директор Тувинской государственной филармонии имени В. Халилова Игорь Дулуш предложил свое участие с видеообращением в Фестивале, который изначально планировался только в Москве».

И вот многие другие оркестры в разных городах один за другим начали выступать с инициативой проведения такого Фестиваля по всей стране в знак памяти и бесконечной любви к Маэстро, во имя продолжения его творчества, развития задуманных им проектов.

Идея Тувы пришлась всем по вкусу: зачем проводить фестиваль в одном городе, если можно провести его по всей стране. И за ее пределами, кстати, потому что Брест – это Белоруссия. И военный оркестр играл в Бресте в Брестской крепости, у мемориала, посвященного ее защитникам.

И еще раз – формат Тувы

Традиционно духовые оркестры играют на плацу или в концертных залах. Но кто сказал, что это обязательно? И Тува в очередной раз поразила всех – музыканты Духового оркестра Правительства Республики Тыва имени Тимура Дулуша (они же – члены хоккейной команды «Тыва эскадрон») на фестивале показали концертную программу на льду. Она так и называлась: «Музыка на льду».

Музыка Халилова? Конечно, был марш «Тува». Но начали свое выступление они, наверное, с самой старой музыки, прозвучавшей на фестивале, – с музыки мистерии Цам. А еще была джазовая композиция из «Человека-Амфибии». Ведь музыканты Духового оркестра входят в состав Джаз Бенда Тыва. А после Джаза – композиция «Субедей» - Петра Казимира. Потом – любимая всеми зрителями Тувы композиция из «Южной ночи в Каролине» - «Полицейский участок». И тут же, без перехода – тувинский марш «Иду на вы». А в заключение – народная песня «Тооруктуг долгай Тандым».

В общем – «оторвались по полной». Тут тебе и Тува, и Россия, и весь мир.

Дочь Халилова, Мария, сказала, что это было самое потрясающее выступление. Но мы это как-то и так сразу поняли. Вероятно, да даже и наверняка, на фестивале выступали музыканты, обладающие бОльшим опытом и мастерством. У нас в оркестре ведь в основном совсем молодые люди. Но сделать именно вот такое выступление – мало кто сможет.

Но вот не надо говорить, что они создали креативную программу. Слово «креативный» здесь совсем не в тему. Просто они вот такие сами – такие, какие есть. И это – не креатив, а образ жизни.


А когда Валерий Халилов привез оркестр Российской армии, и он выступал порой прямо в степи, это тоже был не креатив, а образ жизни. Для Валерия Михайловича это было абсолютно нормально. Так же, как и для музыкантов Тувы играть на льду мистерию Цам.

И какая удача для всех, что эти люди смогли встретиться. Хоть и ненадолго. Нет уже с нами Тимура Дулуша. Нет Валерия Халилова. Но их встреча дала тот заряд энергии, который позволяет развиваться дальше нашим музыкантам, который позволил провести фестиваль в этом неожиданном формате. В формате разноликих, в формате одного народа. В масштабе – на всю страну.

Автор: И. Качан

Метки: 2020 г.

Печать