«АЗИАТСКИЕ КАНИКУЛЫ»


Если в 2011 году, наш оркестр побывал с гастролями в Прибалтике (Литва, Эстония, Латвия), то нынче было турне по странам Азии (Тайвань, Китай, Монголия). В 2 часа ночи 22 декабря, с базы Духового оркестра Правительства РТ «Зодиак» мы провожали наших парней – музыкантов оркестра. Они на «ПАЗике» должны были доехать до Улан-Батора, а из Улан-Батора до Пекина улететь самолетом и встретить нас там. Почему так? Конечно же, из экономических причин. Вот так и получилось, что все были заняты «концом света», а мы провожали своих парней, испекли пирожков, попили чай и отправили их . 24 декабря в 21.00, опять же в «Зодиаке», собралась женская половина оркестра и еще группа для усиления: Жанна Принглаева – учитель английского языка Республиканской школы искусств имени Р.Кенденбиля (РООМХШИ), без языка ведь далеко не уедешь, воспитанник РООМХШИ – Сурен Куулар, который играет на кларнете, Люда Монгуш – 10-классница, дочь Заслуженного коневода РТ, Арзылан моге РТ, отличника физической культуры РТ, Геннадия Монгуша, она прекрасно управляется с лошадьми, едет помогать. Аяна Дулуш – преподаватель Кызылского колледжа искусств по классу домры, руководитель трио «Кант», она солировала на чанзы при исполнении знаменитой песни «Дагларым» Ростислава Кенденбиля вместе с Начыном Чореве – горловиком,солистом ансамбля «Тыва» (игил) и Артышом Опуйлаа, администратором оркестра (шоор). Люду чуть не забыли, когда стали раздавать суточные, или «шуточные», как мы их ласково называем – это по 100 рублей в сутки. Потом Люда подъехала, вручили ей первые в ее жизни «шуточные» и поехали в Красноярск на «Хайсе».
Нас повез парень по имени Аяс Дагба, который учился когда-то на духовом отделении ККИ по классу трубы, теперь у него частный бизнес – пассажироперевозки. Он не раз возил музыкантов и с удовольствием это делает. В Танзыбее по традиции покушали шашлыки и двинулись дальше. Не заметили, как быстро приехали в Красноярск. Хотя на улице было – 46, в «Хайсе» было тепло и уютно, комфортно. Мы приехали в Красноярск 25 декабря, там было – 14 . Чтобы не таскать тяжесть (шубу, шапку, теплые вещи), я все отправила обратно. 25 декабря утром в 8.10 были в аэропорту «Емельяново», так как рейс был вечером, решили подождать в главном терминале, привели себя в порядок, походили по аэропорту. Я купила сувенирчиков для Кенона, и его жене Нико. Кенон Хуанг, президент международной оркестровой конференции «Taiwan clinic», который нас пригласил на 21 фестиваль марширующих бэндов в городе Дзяи Сити. В Красноярске уже научились делать сувенирную продукцию и выбор большой. Нам тоже надо это поставить на поток, у нас людей с умелыми руками достаточно, тем более 2013 год объявлен Годом народных промыслов. До вечера у нас был вагон времени, некоторые наши съездили в город, остальные охраняли багаж.
Тут приехал наш верный друг Паша Чесноков. Он живет в Красноярске, при этом является администратором сайтов фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», Тувинской государственной филармонии, который признан лучшим интернет-сайтом на республиканском конкурсе журналистского мастерства «АГАЛЬМАТОЛИТОВОЕ ПЕРО» в 2012 году. Паша всегда провожает и встречает наших музыкантов и не только музыкантов, это уже стало традицией, он отзывчивый, духовный человек, и мы его в шутку называем «Паша-башкы» после поездки в Индию в 2011 году с Камбы-ламой Тувы на Глобальный (Всемирный) Буддийский Конгресс. Камбы – Лама Тувы является его наставником, учителем и он его сопровождал. К великому сожалению, таких людей как Паша осталось мало, наше счастье, что рядом с нами есть такой человек, который поможет тебе в любую минуту. Так было и сейчас. Для меня он купил сим-карту с международным роумингом и подключил. А Люде помог перевести деньги. У нее были с собой наличные деньги, она только перед вылетом вытащила ее. А в Тайване, оказалось, что российские деньги не меняют, у них своя валюта - тайваньский доллар. Если есть пластиковая карточка «VIZA», то с карточки можно снимать, покупки делать, очень удобная вещь – карточка, не надо прятать деньги в трусиках и в лифчиках, как раньше это делалось. У Люды карточки не было. Так вот, Паша взял деньги Люды и следом за нами перечислил на карточку Айланы Баржай, флейтистки оркестра. Вот какая операция «Ы» у нас получилась.
У нас был рейс в Пекин в 21.10, регистрация начинается за 3 часа. Мы пришли в терминал, откуда вылетают заграницу, там ждал Андрей Георгиевич Штарк, Заслуженный работник культуры Хакасии, главный дирижер муниципального концертного оркестра города Абакана, с которым я сотрудничаю с 2003 года.
В 2005 году, в городе Волгограде, на Международном фестивале-конкурсе духовых оркестров, посвященному 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, оркестр стал «Лучшим оркестром», дирижер – «Лучшим дирижером», а диплом «За исполнительское мастерство» среди солистов получила я. Также оркестр Штарка участвовал в фестивале «Фанфары в Центре Азии», который проводил Духовой оркестр Правительства РТ. Как раз тогда Хуанг Кенон пригласил Андрея Штарка вместе с нашим оркестром в Тайвань, чтобы в дальнейшем пригласить его оркестр.
Прошли регистрацию, ждем вылета, появляется Юрий Валерьевич Кара-оол – депутат Верховного Хурала РТ. Он прямо из Хову-Аксы приехал, мы думали, что он не приедет, потому что там случилась авария и все даргалары были там, но, слава Богу, отпустили. Юрий Валерьевич возглавлял нашу делегацию в Тайване. Он был нашим командиром, на этом международном мероприятии. Ведь – это не междусобойчик какой-то и не частное турне, которое зарабатывает на себя. Мы на фестивале в Тайване представляли Россию. Теперь все были в сборе и полетели в Пекин. Там нас встретили наши ребята, которые выехали раньше нас, через Монголию. Огромный Пекинский аэропорт, где каждый день проходит столько людей, удивил нас своей масштабностью, идеальной чистотой, негромкой классической музыкой. Посмотрев и услышав все это, дирижер Абаканского концертного оркестра Андрей Георгиевич Штарк, с грустью сказал: «За державу обидно», мы все тоже согласились с этим.
Дальше наш вылет был в Гонконг,- там сразу пересадка на самолет в Тайбей. Артур потерял сумочку с российским паспортом, написали заявление. Меня, Юрия Валерьевича, Люду, Сурена продержали долго. Что-то по компьютеру смотрели, разбирались, в конце – концов, пропустили. Лёню,- нашего тромбониста, отвели в сторону. Жанна стала выяснять,- оказалось, у него в загранпаспорте, в строке «пол», написали «женский». Шли долгие переговоры, еле пропустили, при этом сказали, что в Тайвань никогда не пустят. Вот такой казус произошел с Лёней по вине и халатности кого-то из сотрудников паспортно-визовой службы. Надо быть предельно внимательным: не бросать никакую бумажку, она иногда решает твою жизнь; ненужной бумажки не бывает. Когда проходили регистрацию, Найыс – барабанщик оркестра, потерял вторую половину билета, побежал обратно в самолет, туда его не пустили. Прибежал обратно, оказалось, все половинки он держал в руках... Вот с такими приключениями сели в самолет и полетели в Тайбей.
В Тайбее, когда получали багаж, не оказалось ящика с масками и с костюмами девушек и еще одной сумки. Опять пришлось писать заявление. В аэропорту нас встретил двухэтажный зеленый автобус и юноша по имени Юша. В Тайбее транспорт заметно отличается от нас, автобусы веселых красивых цветов и на дорогах много мотороллеров.
Юша достаточно хорошо говорил по-русски, проходил стажировку в Санкт-Петербурге. Сейчас он учится в университете на филолога (русский, испанский). От начала до конца поездки Юша сопровождал нас. Мы сначала не поняли, почему водитель после завтрака, обеда, ужина заходил и показывал нам какой-то прибор, а потом представлял это же на видеокамеру. Оказалось, он все время показывал, что не принимал алкоголь. Это был алкотестер, контроль над ним. У нас бы привить это, тогда бы меньше было аварий, умирали бы меньше.
Мы приехали ночью в Дзяи Сити, где будет проходить 21 фестиваль духовых оркестров. Нас поселили в современный отель «HI», который поразил своим дизайном, сервисом, обслуживающим персоналом. Нижний этаж холла стеклянный, там стоят кресла, стулья, скульптура двух свиней, символа благородия и богатства, новогодняя елка и Санта Клаус на оленях. На следующее утро мы сидим, ждем наших ребят. Некоторые стояли на улице, где специальное место для курильщиков. Шораан – тубист пошел к ним и лбом ударился о стекло, оставил на память жирное Монгун – Тайгинское пятно, хотел пройти через стеклянную стену. Мы все так смеялись, особенно он сам. Там остался след ото лба Шораана, как сказать пометили, отметились. Назавтра приехал Кенон со всеми нашими футболками, которые сделаны в Тайбее, привез для ребят мундштуки, трости, тюнеры, ребята все это разобрали. Кенон, его жена Нико, и еще одна молодая девушка помогли нам продать наши диски и футболки, так как у нас ни одного свободного человека не было. Про диски это отдельный рассказ.
Перед поездкой Кенон потребовал DVD диск оркестра, а у нас его не было. Всеми усилиями, с помощью друзей начали делать диск: «Таежную симфонию» Владимира Тока (2 и 4 части), «ЦАМ», «Хондергейим» Александра Лаптана, «Эй – моряк» Андрея Петрова, «Устуу – Хурээ» Орлана Дары-Суруна, «Иду на вы» Орлана Дары-Суруна, «Аазашкын» Александра Саржат – оола, в общей сложности 35 минут. По требованию фестиваля мы обязательно должны предоставить диск. Благодаря нашим Красноярским друзьям Павлу Стаброву, Анжеле Берестовой студия «Город», Павлу Чеснокову и самим ребятам получился первый диск Духового оркестра Правительства РТ. Обложку диска, дизайн, придумал наш дирижер – Тимур Дулуш. Она сделана из натуральной кожи, с одной стороны логотип оркестра, с другой стороны прозрачно, виден диск, на котором лейбл оркестра, по краям переплетено другим цветом кожи. В Туве не хватило времени сделать это все до конца, ребята до Улан-Батора резали кожаный материал, переплетали в холодном автобусе. Вот такая вкратце история с дисками, вот где умелые руки. «И швец, и жнец, и на дуде игрец» - эта пословица к лицу ребятам Духового оркестра Правительства РТ.
Полезность визитной карточки я поняла в Тайбее, до этого как то не придавала значения этому. Нам сказали всем при себе иметь визитные карточки отеля. Если ты заблудишься, показываешь эту карточку любому таксисту, он тебя доставит в отель. Администратор дает от номера электронный ключ. Закроешь дверь, внутри номера все выключается, заходишь, вставляешь ключ в ячейку, тогда все включается, заработает, вот какая экономия и безопасность. В отеле каждый день вода, чай, кофе бесплатно и самое главное чайник есть, мы же без горячего чая не можем, здесь горячий чай не пьют. Внизу, в холле, тихо звучит фортепианная музыка. Обслуживают этот отель только молодые юноши и девушки, они очень приветливые. Все, что ни попросишь, все сделают. Завтраки всегда в отеле – шведский стол, нам больше нравились завтраки, – колбаса, маленькие сосисочки, каша рисовая, молоко, овощи, фрукты нам знакомые, вот ...
Вообще на Тайвани все построено так, что не надо суетиться, бегать, орать, кричать, все на своих местах, все знают свое место. Что плохо – сырость. Постираешь одежду – три дня, вообще, не высыхает. Ребята быстро сориентировались и нашли неподалеку прачечную, там только можно высушить выстиранную одежду. Люда туда сдала на стирку и сушку одежду. И забыла свой кошелек вместе с пластиковой карточкой. Ей все это принесли в отель. Вот такая порядочность в этой стране. Еще один похожий случай: когда мы уезжали из Дзяи Сити и выступали в парке Чанг Ченг, нам прямо в автобус принесли в пакете что-то и был написан номер комнаты, оказалось, это были шорты одного из наших ребят, мы от души смеялись этому, ну просто нет слов.
Еда – это особая тема, для тувинца она конечно непривычна, с этим у нас были проблемы, мне кажется, мы очень консервативны в этом отношении. Какие блюда нам только не подавали, кальмары, осьминоги, рыба в кляре на меде, мясо в сладком соусе, всякие травы, зелень, супы разные, яйца вареные почему-то коричневого цвета, оказывается, их варят в коричневой воде с соевым соусом, фрукты совсем нам неизвестные, всего не перечислишь. Ребята и в том числе я, в основном ели рис и арбуз, которые нам знакомы. Вот тогда я поняла, все-таки мы ближе к Европе, потому что в прошлом году гастролируя по Прибалтике у нас проблем с едой не было. Хочется, конечно, всегда тувинской баранины и изиг- хан. Мы находили «Макдональдс», там и спасались: ели картошку-фри, курицу. Еще нас спасал Андрей Штарк, он привез с собой сало двух сортов: копченое и соленое и черный хлеб, это надо взять на заметку тем, кто не гурман.
27 декабря был прием у губернатора, из нас 10 человек были на приеме во главе с Юрием Валерьевичем Кара-оолом. До этого нам пришлось побегать по магазинам, и Юрию Валерьевичу тоже. Когда нас пригласили на прием к губернатору у нас не было соответствующей одежды, а там требование прийти на раут в деловой или в национальной. У Юрия Валерьевича не было костюма, потому что он прямо приехал из Хову-Аксы, а у меня вещи были в потерянном ящике. Все-таки купили одежду в магазине, и пошли на встречу.
Мы приехали на прием, а там не так уж много народу: дирижеры оркестров, спонсоры, администрация губернатора. Там все строго, написано 10 человек, значит 10. Губернатор – женщина, она пятая по счету женщина-губернатор. Ее зовут госпожа Минг-Хуи-Хуанг. Она очень энергична, везде успевает, очень обаятельный человек. Мы были удивлены, когда она на рекламных щитах стоит впереди в футболке фестиваля и показывает наверх свои пальцы, что круто, на фоне нашего конного оркестра. И это по всему городу. Вот как они любят свой город и фестиваль, и не чураются выглядеть нелепыми, а наоборот, рекламируют с хорошей позитивной стороны. Нашим чиновникам бы научиться этому, быть открытыми, быть ближе к народу. Мы и японский оркестр были хедлайнерами (лидерами фестиваля), поэтому из наших оркестров были по 10 человек на приеме. Не только губернатор, но и министр культуры – женщина, может в этом есть какое-то зерно. Наша делегация поздравила губернатора, преподнесла подарок, госпоже Хуанг надели кадак по тувинскому обычаю. Начын Чореве исполнил горловое пение и все были в восторге, такое красивое, мощное начало было у нас. На банкете играл местный популярный семейный бэнд: отец – мульти-инструменталист, играл на трубе, кларнете, саксофоне, две дочери – саксофонистки, и еще один трубач и клавишник. Звучали мировые джазовые стандарты на высоком профессиональном уровне. Дальше были выступления местных аборигенов. Они живут в горах, внешне похожи на филиппинцев, новозеландцев. Танцы у них воинственные. Во время встречи, нам рассказали, что на Тайване живут 15 разных народностей, многие из них забыли свой родной язык, говорят на китайском, английском. Вечер закончился общим хороводом «Мы все одна семья», в котором с удовольствием участвовала наша делегация.
Утром 28 декабря наши парни уехали на репетицию в город Тайнань, там их ждали лошади. А девочки остались в отеле, единственный свободный день посвятили «шопингу». «Шопинг» - это особый ритуал. Как не посмотреть магазины, тем более на Тайване, вы сами подумайте, когда мужская половина уехала на репетицию с лошадьми. Мы удивились, что в магазинах в основном продается теплая одежда, это нам тепло в +15, а для них это считается зима. Если у нас любят мрачные цвета, то там яркие, разноцветные. Продавцы вежливые: как только заходишь, с тобой обязательно поздороваются, становится неудобно уходить без покупки. Мы девушки ходили, любовались, выбирали вещи, помогали друг другу в выборе. Вообще, я заметила, что в магазинах очень хорошие скидки, обслуживание на высшем уровне, чего не хватает нашим продавцам. У нас если в магазин зайдешь, то сверху вниз на тебя посмотрят, оценят, если не подходишь, то не станут обслуживать. В магазинах Дзяи Сити над тобой стоят: если рукава пиджака длинные, то подгонят под тебя, укоротят на месте бесплатно, в ателье ходить не надо. «Шопинг» – это своего рода отдых и психологическая разгрузка. А у нас – стресс.
Вечером, после трехчасового шопинга, смотрели концерт японского оркестра, в составе которого было 60 человек. Мы были в восторге от их программы: до того отточено, продумано, они играли не только современную музыку, но и, конечно, классику. Увертюра к опере Бизе «Кармен» прозвучала блестяще.



 

 


29 декабря нас повезли на площадь за 2 часа до начала шествия. Приезжаем, а лошади уже там, их кормят морковкой, мы были удивлены, но у каждого свои нравы. Собирались все участники: оркестры коробками, зрители – все ждут начала парада. А наши ребята были уже на лошадях. В 14.30 начался парад, губернатор открыла фестиваль, произнесла речь. Много теплых слов сказала о нашем оркестре, и начался парад. Во главе парада наши ребята на лошадях играли «Марш Преображенского полка», «Тувинский марш», «Тулчуушкунче» и другие марши. За ними шли хозяева этих лошадей, которые убирали за своими подопечными. Продолжали колонну, девочки оркестра. Их замыкали 2 мотороллера, одна тележка, в которую клали какашки лошадей. После них шагали все остальные участники парада. Шли около полутора часов. Пришли на стадион, где началось дефиле оркестров, это было просто СУПЕР!!! Разнообразие команд, их программа, яркость костюмов, профессиональная подготовка, масштаб и организация фестиваля – это такой мастер-класс всем нам. Огромное спасибо Хуанг Кенону за приглашение.
Когда выступали на стадионе, подошла к нам наша землячка Чечена Хертек, она учится в Тайване в аспирантуре, будущий политолог. Ее мама узнав, что мы едем на Тайвань, через Юрия Валерьевича послала большую сумку баранины. Юрий Валерьевич мужественно перевез через все границы тувинскую баранину. Мы шутили, если нам с едой совсем плохо станет, то мы потихоньку украдем эту сумку и съедим это мясо, но он охранял эту сумку как зеницу ока, в итоге тувинская баранина благополучно доехала до своей хозяйки. Я спросила у нее, как она относится к местной кухне, она говорит, что она училась в Китае, поэтому привыкла к этой кухне, но без хлеба плохо и она хочет купить духовку и самой начать печь хлеб. Вот такая история с бараниной получилась. Назавтра она пришла на наш концерт со своими подругами из Бурятии, Москвы.
Закрывали дефиле оркестров наши ребята на лошадях. Исполняли репертуар конного оркестра Тувинской Аратской Республики: «Егерский марш», «Тувинский марш», «Тулчуушкунче». Мы от волнения чуть не упали в обморок, потому что знали, всего 4 часа было им предоставлено на репетицию с лошадьми. От начала до конца зритель встал и аплодировал представлению конного оркестра. На трибуне сидели губернатор и представители всех оркестров. А от нашей стороны, от России: Юрий Валерьевич Кара-оол. Он после представления рассказал, что от переживаний, от волнений чуть «инфаркт» не получил: он был на репетиции, видел как за короткий срок обучили лошадей, боялся что лошади могут выкинуть все что угодно, и мы все боялись, но ребята справились, молодцы, настоящие воины. Вот таким красочным, необычным дефиле закончилось представление марширующих оркестров на стадионе.
30 декабря, в 19.30 наш концерт в Культурном центре. Перед концертом в обед наконец-то привезли потерянный ящик с масками и с концертной одеждой девушек. Все обрадовались, а то замучились искать черные одинаковые кофты, брюки и туфли. Мы приехали в 17.00 на саундчек (настройку звука).
Концерт начался произведением нашего молодого композитора Буян-Маадыра Тулуша «Танцы воинов», из оперы «Монге аялга». Это символично, первый свой концерт Духовой Оркестр Правительства РТ назвал «Танцы воинов», да – мы воины, только на поле музыки. Наш оркестр отличается от других своим репертуаром, стилистикой. У него есть свое лицо, его ни с кем не спутать, и поверьте мне, этого добиться очень трудно. Оркестр уникальный: играет классику, джаз, современные направления, в танце исполняет музыку «ЦАМ». Все говорили: не делайте этого, вы неправильно делаете, но в творчестве нет границ, если всех слушать, то ничего не получится, все остановится. Мы «ЦАМ» показали Отог Ринпоче, когда он приезжал в Туву. Отог Ринпоче – доктор буддийской философии, он занимает должность секретаря ассоциации лам-перерожденцев Гоманг дацана, а в 1987 году Его Святейшество Далай-лама признал его воплощением ламы-перерожденца Отога Ринпоче. С его благословения мы начали смело исполнять «ЦАМ».


Еще одна фишка оркестра – выступление оркестра на лошадях. Никто не представлял, что это возможно, все не верили, только Геннадий Сендижапович Монгуш – заслуженный коневод Тувы, Арзылан моге РТ, отличник физической культуры РТ – поверил и стал с нами сотрудничать и видите результат этого сотрудничества, уже Тайваньских лошадей за короткий срок обучили и показали всему народу, что ничего невозможного нет.

На сольный концерт оркестра пришли губернатор и экс- губернатор Тайваня, которая построила этот огромный Культурный центр. После концерта они пришли нас поздравить с выступлением и сфотографироваться с нами на память. Хотя у них много других дел, они уделили время на концерт нашего оркестра. Считаю это огромным уважением к гостям, своему делу, фестивалю, которое прославляет их город, страну. Мне кажется этому надо учиться у них, Ведь лицом страны во всех отношениях является – культура, у нас даже когда пригласительные даешь, не приходят на концерт, редко ходят наши чиновники на серьезные, профессиональные концерты. Это говорит о нашем уровне, интеллекте. Наш оркестр произвел на них незабываемое впечатление. Мир открывает Туву совсем с другой стороны, если до этого Тува ассоциировалось горловым пением и шаманизмом, теперь чисто с профессиональной стороны, с духовым оркестром, каких в мире тысячи. Но наш оркестр уникальный, универсальный: играющий, поющий, танцующий и на лошадях играющий. В одном оркестре переплетены все жанры, и друг другу не мешают, наоборот, дополняют друг друга. Могу смело сказать – единственный, уникальный ни на кого не похожий оркестр в мире, с чем и вас поздравляю друзья.

 


После концерта Кенон нас пригласил в ресторан. Мы сидели, общались, там были – наша делегация и японские дирижеры. Нас тряхнуло, это было землетрясение силой в 4 балла, мы испугались, а они все спокойные не паникуют, как будто ничего не случилось. Здесь даже дети спокойные, не ревут, не плачут, спокойно смотрят концерт до конца, спокойно ездят на коленях, или впереди у родителей на мотороллерах, спокойно кушают в кафе и ресторанах, спокойно себя ведут в магазинах – просто поразительно. Во время парада на улице было очень много народу, но друг друга не давят, столпотворения нет, как у нас. Никто не ругается, не обзывается, всех нормально пропускают, даже инвалидов на колясках, для них есть специальные туалеты везде, вот как у них все выстроено. Мы хотели пройти к нашим ребятам на лошадях, думали, что так много народу нас не пропустит. Кенон что-то сказал впереди стоявшей толпе и все расступились и нас спокойно пропустили без всяких скандалов, что у нас почти невозможно представить. Улицы на Дзяи Сити узкие, но пробок нет, в основном и стар и млад - ездят на мотороллерах, на больших скоростях никто не летит как у нас, аварии не встречаются.
Город уютный, веселый, почему веселый, потому что на улицах везде музыкальные скульптуры ярких цветов, никаких идолов, на стенах нарисованы музыкальные инструменты, все связанно с музыкой. Не зря фестиваль проходит 21 лет, и они этим очень гордятся. В парке, на уличных остановках спортивные снаряды, любой человек может разминаться, особенно очень любят поразмяться бабушки. Может это мелочи для кого-то, но из таких мелочей состоит уютная, комфортная жизнь человека. Если мы хотим так жить, то надо стремиться к этому, или хотя бы приблизиться, быть бережными друг к другу, уважать друг друга, уважать труд другого человека, не мешать друг другу, не завидовать, а стараться идти и идти вперед, а иначе придем к тупику.


31 декабря, наше выступление в парке Чанг Ченг, в 15.20. Мы заранее в 12 часов приехали, прошли саундчек, все отстроили, пообедали и ждали своего выступления. Хотели показать только наш « Музыкальный калейдоскоп», но Кенон сказал: сыграйте, пожалуйста, то, что уже играли, у вас очень красивая музыка пусть люди послушают. Действительно, наша музыка - прекрасна. Она,- как наша природа. Горы, степь, тайга, холод, жара, дождь, зной, снег. Мы не утратили свою аутентичность, поэтому наша музыка затрагивает души людей. По просьбе Кенона играли «Танцы воинов», «ЦАМ» и «Музыкальный калейдоскоп». Зрители сидят на зеленой траве отдыхают и смотрят концерты. Сначала концерта, зритель был в недоумении, потом произошел взрыв, нас не отпускали, тогда Кенон сказал в микрофон: «Если хотите их еще раз услышать, то купите их диски и футболки», после этого мы выступили на бис, народ еще хотел, но мы придерживались регламента 40 минут, у них в этом отношении строго: главное – уважение к другим коллективам, не то, что у нас. На параде, на дефиле, на концертах я не видела орущих, задерганных, замученных организаторов, как у нас. Приходишь спокойно отрабатываешь свое время, все проходит в свое время. После нашего выступления стали подходить люди, брать автографы на наших дисках, фотографировались на память. Еще меня удивили, молодая девушка и мальчик с флажками Тувы и России, они подошли ко мне и взяли автограф на флажке Тувы и поблагодарили. Эти флажки я заметила во время своего номера на сцене и подумала, что – это земляки, наверное, оказалось не так.



 


После концерта в парке мы поехали в Тайбей, встретить Новый 2013 год. Я созвонилась с Игорем, оказывается, он встречает Новый год в Хову-Аксы. Мы от Юрия Валерьевича знали, в каком положении поселок, что там творится. Все правительство днем и ночью работало там. Даже Тувинская Государственная Филармония со своим техперсоналом залили катки для детей, строили туалеты, оформили к празднику Дом культуры. ВИА «Аян» показал праздничный концерт, «Театр миниатюр» работал на утренниках, они еле- еле успели домой на Новый год, а водители, вообще, не успели: развозили артистов по домам. А Игорь остался дежурить в Хову-Аксы в новогоднюю ночь. Вот такой был Новый год у Игоря – моего супруга – директора филармонии. Судьба артиста такова: поднимать дух народа в мирное время, в экстремальных случаях и даже в войну.
По дороге в Тайбей поужинали в «заежке» и двинулись дальше. Приехав в Тайбей в 21.30, Кенон сказал: «шопинг», а в 22.30 соберемся у входа и все разошлись по огромному супермаркету. 22.30 у входа многих не оказалось, но потихоньку все подошли. Кенон привык к точности он начал нервничать. Не пришли переводчик Юша, Артур – тубист оркестра, Надя – саксофонистка. Я пошла их искать, отошла на 20 метров, обернулась, никого нет. Испугалась, не стала двигаться, смотрю, идут Юша, Артур, Надя. Они покупали айпад для своих детей, а помогал им Юша. Пока устанавливали программу на русский язык, все пошли к метро, осталась только я. Тогда я подумала, не зря команды, коллективы имеют единую форму, чтобы узнаваема она была. Потом подъехал наш автобус, а в автобусе Штарк и наш Сашок – барабанщик – там спит. Все нас потеряли и нервничали. Этой компанией мы поехали на центральную площадь: Ворота свободы, напротив мавзолей Чан Кайши, Оперный театр, Концертный зал, они как два огромных Буддистких храма, красного цвета стоят друг против друга, даже не вошли в экран моего телефона. У нас у всех раскрылись рты от такой красоты. Штарк фотографировал на свой маленький фотоаппарат и сказал «Ну что это такое, это несерьезно, это одно баловство», тогда я поняла, что для таких вещей надо иметь серьезный качественный фотоаппарат. Это что-то невообразимое!!! Словами передать это трудно, это надо видеть. Когда мы осмотрели всю площадь, подошли остальные. Кенон оказывается, хотел показать нам Тайваньское метро, которым тайваньцы гордятся. Разобрались, как же без этого, в коллективе все случается. Мы живые люди, а не роботы, конечно, надо везде быть дисциплинированными, но человеческий фактор есть человеческий фактор. Выяснили отношения, и пошли на небоскреб, где будет стрелять новогодний салют. Туда мы отправились со своим родным тувинским флагом, ни у кого больше не было флага. В 24.00 стали стрелять праздничный салют, у нас бы в это время народ неистовствовал, пил шампанское, а в Тайване все спокойно посмотрели и разошлись, вот что значит разный менталитет. Еще у солиста оркестра Начына Донгак был день рожденья, мы все его поздравили, сфотографировались на память и поехали в отель. Так встретили Новый 2013 год в Тайбее. Назавтра нам предстоял путь в Пекин через Гонконг. Из люка самолета посмотрела на Гонконг, дома там растут вверх: как сосульки, только наоборот.
1 января 2013 года мы прилетели в Пекин. Нас встретила девушка переводчица Лю Чинь и автобус с водителем, который заранее заказали. Девушку по-своему назвали Чинчи, она окончила Киевскую консерваторию, дирижерско-хоровое отделение, преподает в школе. Мужа зовут Андрей, он тромбонист, работает в духовом оркестре Пекина. Нас привезли в отель и разместили. В отеле не топят, холодно. На столе стоят маленькие бутылки с водой, цена 10 юаней. Выйдешь из отеля, прямо, рядом в ларьках вода в большой бутылке стоит 3 юаня. Не только в отеле, везде такая картина, умеешь торговаться можешь купить по другой цене. По-моему, это тоже дается от бога: кому не дано, то не дано. 2 января поехали на Китайскую стену, холод жуткий, ветер сильный, но отступать нельзя. Ступеньки высокие, как они по этим ступенькам поднимались, у них же ноги короткие и маленькие как у нас, и сами маленькие как мы, уму непостижимо. Мы поднялись на башню и посмотрели на эту историческую стену. Это просто немыслимо, как можно построить такое: на что человек способен, если захочет, какой у него потенциал, он сам даже не знает. Поразмыслили, попили горячий чай из термоса и спустились. Внизу купили сувенирчиков и поехали в отель, готовиться к завтрашнему концерту. Пекин отличается от Тайваня, даже по телевизионным передачам, по архитектуре. Влияние советского строя очень сильное, даже торговцы обращаются к тебе «товарись», это умиляет. Очень удивило на улице жгучий холод, а все ходят без шапок и легко одетые, я спросила у нашей переводчицы: «Почему в такой собачий холод все ходят без шапок и легко одеты?», она ответила: «не любит шапку», - вот такой очень простой ответ. Если на Тайване курс рубля такой, как у нас и часы такие же, в Пекине мы замучились с юанями, там пришлось заняться математикой и еще торговаться, это бизнесмены и коммерсанты хорошо разбираются в этом.
В 4 утра Юрий Валерьевич и Андрей Штарк улетели домой, их работа ждала.
3 января в 15.00 поехали в консерваторию на саундчек, концерт был в 19.30. Что на Тайване, что в Китае вечерние концерты проходят в 19.30, не то, что у нас: ГАЗ-ели перестают бегать в 20.00, поэтому концерты в 17.00 или 18.00, наши реалии такие. Красивый концертный зал с органом и зрителями нас принял очень тепло и не отпускал долго. На бис спели «Аазаашкын» Александра Саржат-оола, зал был в восторге. Один музыкант на концерт пришел аж с тромбоном, после концерта долго на нем играл, до того воодушевился, пытался играть наши басовые партии. После концерта традиционно сфотографировались и поехали в отель.


4 января с утра были в аэропорту, зарегистрировались и полетели в Улан-Батор, в братскую Монголию. Нас встретили: Тогсбаяр, который учился и работал с нами, был первой трубой и солистом оркестра. Теперь он живет и работает учителем в школе, в родном городе Улангоме. Он хотел остаться в Кызыле, но их традиция сильней. Он – младший сын, он должен жениться, жить дома и присматривать за родителями. Жаль, он очень талантливый музыкант и человек хороший, был нашим суперстаром. Также Амарсанаа, она по контракту работает в РООМХШИ, ККИ, преподает скрипку, в симфоническом оркестре. Тувинец, который живет в Монголии 15 лет, женат на монголке, и автобус ПАЗ, который вез наших ребят от Хандагайты до Улан-Батора и веселый водитель автобуса. По дороге в отель к нам присоединилась Аринтуя виолончелистка, которая тоже работает у нас в Туве по контракту. Недаром мы называем Монголию «Братская Монголия», видите, как наши друзья нас выручают кадрами. Нас повезли в отель. Едем по пробкам, нам объясняют, что в прошлом году депутаты приняли закон: в понедельник на дорогу не выходят машины, последние числа, которых заканчиваются на «1», во вторник на «2», в среду на «3», в четверг на «4», в пятницу на «5», в субботу и воскресенье разрешается всем. Понедельник – «6», вторник – «7», среда – «8», четверг – «9», пятница – «0». Если нарушишь, отберут машину, вот такой выход из положения они нашли, тоже очень интересное решение.
Нас поселили в отель, а в пяти шагах оказался Дом офицеров, где мы будем выступать в 18.00. В 17.00 поужинали, наконец-то поели настоящее мясо и чай с молоком. В 18.00 начали концерт, он прошел на ура. Тогсбаяр играл с нами, он переводил концерт и как всегда блестяще сыграл свои партии, его земляки не ожидали этого. На концерте были все военные дирижеры Монголии, которые закончили Московскую, Свердловскую консерватории, солдаты, музыканты и другие зрители. Они после концерта пригласили нас на встречу, благодарили, много теплых слов сказали в адрес оркестра. Жалели, что не знали: рядышком есть такой уникальный оркестр, который не только марши и вальсы играют, но и поют, танцуют и еще играют на лошадях. Последнее очень им больно было, потому что у них есть оркестры и лошади, а оркестра играющих на лошадях нет. Тимуру вручили медаль «90 лет Монгольской революции», были договоренности о дальнейшем сотрудничестве, и приглашения.


5 января посетили главную площадь Улан-Батора, где памятник Чингис - Хаана со своими полководцами, все так монументально, величаво. В субботу и в воскресенье в 12.00 проходит смена почетного караула, мы как раз попали на это зрелище. По всей площади на монгольском языке звучат изречения Чингис-Хаана. После площади нас повезли на Кандан-Хурээ, где огромная статуя Будды, и отдельно ноги перед входом на храм, это огромный храмовый комплекс, который посещают много-много народу. Мы все помолились и поехали дальше на рынок купить теплую одежду, так как предстояла долгая дорога по морозу, по степям Монголии. На рынке купили теплую одежду. Одевались там же на месте. Я купила и надела валенки 41 размера. Внутри: колготки теплые, штаны спортивные, штаны толстые с начесом, гетры кашемировые, 2 пары носков из верблюжьей шерсти, войлочные носки. Футболка, водолазка, костюм из хлопка, джемпер кашемировый, фуфайка на синтепоне, тон стеганный, пальто кашемировое демисезонное, шапка вязанная, палантин теплый, ууфф, вот так я оделась, чтобы не замерзнуть в монгольских степях. Все примерно оделись как я и поехали домой. Такой большой контраст был у нашей поездки, от цивилизации (небоскребы), до древности (юрты).


Первая остановка была, где расположены две юрты. Разделились пополам, отдохнули 3 часа, поели и поехали дальше. Следующая остановка 2-х этажное здание, наверху для отдыха, внизу столовая. Автобус все время едет на скорости 50-60 километров в час, дороги непонятные, можно заблудиться, только монголы, по-моему, ориентируются. За всю дорогу мы уже почти наизусть знали монгольские песни, который слушал наш водитель. Мы соскучились по своим песням, горловому пению. Даем водителю флешку, он немножко послушал и сказал: «От ваших песен, от горлового пения я чуть не уснул», он отказался от наших песен, слушал свое и включал на всю мощность и сам вместе пел эти песни. От природы у монголов голоса красивые, мощные, певучий народ, мы не стали перечить, нам так хотелось домой. Ребята, чтобы не скучать играли в разные игры, а, когда было темно, рассказывали страшилки как в детстве, пугали рассказами друг друга, это почувствовал водитель и попросил не рассказывать страшилки. Например, они рассказывали, что наши маски становятся живые, шевелятся и все закричали, поэтому он испугался. Еще придумывали загадки. Я придумала такую загадку «В автобусе и обратно не возвращается» – это была бутылка воды. Передашь бутылку, возвращения не жди. Ребята нас напугали, что автобус холодный, поэтому мы подстраховались и оделись очень тепло. Когда они туда ехали, автобус ломался, печка не работала, несколько раз толкали автобус, короче чуть концы не отдали. На обратном пути он был жаркий, поэтому все время хотелось пить, и вода не возвращалась.
Следующая остановка была одна пятистенная юрта. Туда вошли все, вот какая она вместительная - древнее жилище кочевников. Ждали час, когда приготовят еду, поели и поехали дальше. Мы уже научились спать сидя и при очень громкой музыке, человек ко всему привыкает. Утром мы приехали в Улангом, где живет Тогсбаяр и Самбуу, еще один выпускник ККИ, он был музыкантом нашего оркестра, теперь работает пограничником на заставе, жена его тоже выпускница ККИ, окончила дирижерско-хоровое отделение, тоже работает на заставе. Они всегда гостеприимно встречают нас, когда мы бываем в Улангоме. Самбуу поехал проводить нас на заставу, помог нам перейти границу, мы благополучно прошли Монгольскую и Российскую границы, а там нас встречал, наш родной ПАЗ-ик, и наши друзья, которые провожали на азиатское турне из «Зодиака». Я колобком выкатилась из заставы с большими сумками, остальные в таком же духе. И мы как колобки покатились по нашей земле, под названием Тува. Какая она красивая, какая она разная и степь и горы и тайга, как наша музыка!!! Приехали в «Зодиак», разгрузились, разошлись по домам, назавтра уже рабочий день. Вот такие нынче были у нас зимние каникулы, то есть «Азиатские каникулы».



Солистка оркестра: Софья Кара-оол-Дулуш.

 


Фотографии участников "Азиатских каникул"

Метки: 2020 г.

Печать