Джаз – праздник праздников


Газета Твой Информ
«Алдын дашка» (аранжировка Игоря Дулуша), «Ченим чолдак» (аранжировка Владимира Токи), «Дружба» (из «Зимнего вечера в Гаграх»), «Есть только миг» (из «Земли Санникова») – все эти песни в исполнении Софьи Кара-оол я слышала ещё в 2011 году. Почему же сейчас, в холодный ноябрьский вечер, вновь иду на концерт? Что мы все ищем и находим в джазовой музыке?
К какому празднику концерт?
Но сначала разберёмся, какому празднику был посвящён концерт. Это и легко, и просто. Игорь Дулуш, который вёл программу, все разложил по полочкам. Во-первых – столетие российского джаза. Оно длится весь год, и весь год можно отмечать юбилей. Во-вторых, десятилетие тувинского джаза, которое тоже длится весь год, со всеми вытекающими последствиями. В-третьих, День отца – тоже немаловажная причина. День ракетных войск и артиллерии – это стало актуальным с начала СВО. В общем, праздники можно перечислять и дальше.
Концерт в целом посвящён был всему. Всем праздникам разом. Немного забавно, конечно, но этот концерт просто вписался в жизнь. Ну вот о жизни – это можно поподробнее.
О жизни
Для начала вспомним, как начинался джаз. «Ревущие двадцатые» – это ар-деко, с его непостижимыми формами, экспрессионизм, сюрреализм и дадаизм. Это «пусть вечеринки будут длинными, а юбки короткими». Это начинается джаз, в особенности страйд. Это начинаются Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Сидней Беше, Джелли Ролл Мортон, Бикс Байдербек, а заодно и Бинг Кросби.
Это всё, о чём вы читали в книге «Великий Гэтсби» (или видели его в кино). Для девушек носить короткие юбки, коротко стричься и слушать джаз – это эпатажный разрыв с традиционными ценностями викторианской эпохи, с её корсетами и длинными юбками, закрывающими ноги.
В общем – «шик-блеск-красота». Наверное, тогда Горький и решил, что джаз – это музыка толстых. Ну, не понял он сути джаза, что и не удивительно. Тогда многие не понимали. Думали, что просто мода.
Пролетели роскошные золотые двадцатые годы, промелькнули тридцатые. Окрепли Эрнест Хемингуэй и Фрэнсис Скотт Фицджеральд. На мир обрушилась Вторая Мировая война.
Гленн Миллер хотел записаться добровольцем во флот. Но он вышел из призывного возраста, его прошение отклонено. В августе 1942 года он пишет письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках, «чтобы вдохнуть немного энергии в ноги наших марширующих солдат и немного больше радости в их сердца».
Биг-бэнд был создан, выступал на военных базах союзников и играл на радио Би-би-си, принимал участие в серии пропагандистских музыкальных радиопередач, предназначавшихся для немецких войск, – джаз был запрещён в нацистской Германии.
Война близилась к концу, союзники освободили Париж. Майор Гленн Миллер вылетел туда, чтобы подготовить концерт. Самолёт не долетел до Франции, его след затерялся над Ла-Маншем.
Дюк Эллингтон тоже хотел пойти добровольцем. И его тоже не взяли – вышел из призывного возраста. 23 января 1943 года он выступает с концертом в знаменитом Карнеги-Холле, где проходит премьера «Black, Brown and Beige». Весь сбор средств от концерта идёт в помощь Красной Армии.
И это были музыканты того самого джаза, который зародился в шикарные двадцатые годы.
О жизни в России
А у нас не было шикарных двадцатых. У нас – гражданская война, коллективизация, индустриализация. У нас – холодно и снег. «А у нас – тишь да гладь, Божья благодать. А у нас – светлых глаз нет приказу подымать».
Программа всепраздничного концерта была построена так, словно иллюстрировала историю джаза в целом. Тут был и «Караван» Эллингтона, и «Полюшко-поле» в джазовой обработке Глена Миллера.
Первой песней, с которой Софья Кара-оол вышла на сцену, была «А снег идет». Ну, Россия же, «зима-холода». Обойдёмся без шика и золота. Но жизненный драйв тот же. Подтверждение тому – следующая песня: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».
Мысль не новая. Гранин в романе «Иду на грозу» писал: «Вчера уже нет. И завтра нет. Есть сегодня. И надо прожить его так, чтобы оно было самым счастливым. И так каждый день!»
Опять же мысль не новая. «Прошлое уже ушло, будущее ещё не пришло. У тебя есть только одно мгновение для жизни». А вот это уже буддизм.
И значит, после исполнения музыкальной композиции «Полюшко-поле», которую музыканты Тува Джаз Бэнда посвятили нашим военным, переходим, собственно, к тувинскому джазу.


Жизнь в Туве
В Туве условия были ещё суровее, чем в центральной России. Но не будем забывать, что в России первые исполнения джазовой музыки были связаны с эксцентрическим танцем, как-то несерьёзно и почти случайно. А в Туву джаз пришел гораздо позже, но уже вполне осознано.
Когда уже стало понятно – это не только «шик-блеск-красота», а просто жизнь. Такая, какая есть.
И песня сироты «Ченим чолдак» вполне может быть в джазовой обработке – это сделал ещё Владимир Тока. И «Алдын дашка» Александра Лаптана тоже стала джазовой композицией в аранжировке Игоря Дулуша.
И маленькая сцена в маленькой филармонии – не такая шикарная, как Карнеги-Холл, а точнее – вовсе не шикарная, но и на ней можно творить джаз.
В «ревущих двадцатых» джаз был не только новаторским искусством, но и музыкой для танцев. Для новых танцев. Да и потом – музыка ведь заводная, как же не танцевать?! Везде, но только не в Туве.
В Туве отношение к «живой музыке» особое. Её мы слушаем. Под «фанеру», да, можно и поплясать. А филармония и джаз требуют особого отношения. Серьёзного и вдумчивого.
Сложно сказать, с чем это связано. Может быть, с постоянным переосмыслением происходящего? И Игорь Дулуш этому тоже способствует. Например, перед исполнением эллингтонова «Каравана» он стал рассказывать про Шелковый путь, по которому шли эти караваны, про то, что Шелковый путь проходил и через территорию Тувы… Тут действительно надо вникать и обдумывать. И пытаться услышать что-то своё в знаменитой джазовой композиции. Танцевать некогда.



Вроде понятно

Ну, теперь вроде стало и понятно, почему мы идём на джазовые концерты, почему продолжаем слушать композиции, которые уже слушали. Потому что джаз – это жизнь. И музыка (та же самая!) звучит иначе, когда меняются условия жизни.
Потому что эта музыка – настоящая, она не зависит от моды.
Потому что мы меняемся, и музыка меняется вместе с нами.
Потому что в ней остаются отголоски роскоши двадцатых годов, отголоски военных трагедий и самоотверженности.
Потому что она везде разная.
И потому что у всех нас есть свои особенности, но и есть много общего, что нас объединяет. Например, нелюбовь к понедельникам. И не получается их «взять и отменить». Последняя композиция, которую сыграл Тува Джаз Бэнд – «Штормующий понедельник» Ти-Бона Уокера. Концерт состоялся в воскресенье, и на следующий день – с неизбежностью – наступал понедельник.
Хотя общее настроение кажется достаточно печальным, полное название композиции «Назовите это штормовым понедельником (но вторник такой же плохой)», но музыка – это музыка. И она прекрасна. Она говорит, что не все так плохо. Будут ли понедельник, вторник и остальные дни ненастными – не важно. А важно только одно – чтобы музыка продолжала звучать, чтобы джаз в Туве продолжался.

И. Вечорко
Фото:  Дениса Шалавина

Метки: 2022 г., Газета ТВОЙ ИНФОРМ, ТУВА ДЖАЗ БЭНД, К 100 летию Российского Джаза

Печать