Петр Казимир: «Мелодии гор и степей» — это современность и архаичность в одном звучании»


Красноярский джазмен, преподаватель Академии музыки и театра, идейный вдохновитель, стоявший у истоков создания Тувинского духового оркестра, — о тувинской музыке, музыкантах и новой джазовой программе.

— Петр Николаевич, как вы познакомились с тувинскими музыкантами? Почему вы стали заниматься с ними?


— Однажды в 2002 году в Красноярск с мастер-классом приехал из Санкт-Петербурга профессор Вениамин Марголин. В нашем мире духовиков у него прозвище «трубач всея Руси». Тувинцы тоже приехали, посмотрели его мастер-класс, познакомились со мной, моими учениками и решили меня пригласить преподавать. Как они сказали, чтобы оплатить мой приезд в Кызыл, они полгода играли на похоронах. У духовиков такие деньги считаются святыми, и я не мог отказаться. В Кызылском колледже искусств тогда был набран первый курс духовиков, это детишки, которые сейчас уже взрослые мужи и составляют костяк духового оркестра республики. Я стал периодически приезжать, давать мастер-классы. Помогал Тимуру Дулушу с аранжировками, подбором репертуара, подсказывал в плане дирижирования. И вот ребята закончили училище, теперь из них вырос такой большой замечательный оркестр.

— Какое первое впечатление музыканты произвели на вас в 2002 году?

— Первое впечатление от них — это степь. Я сразу отметил их желание учиться, трудосопособность, и все это при полном отсутствии необходимой информации. Но хорошее зерно было брошено в хорошую почву, и так появился оркестр.

— Сейчас вы продолжаете курировать их развитие?

— Нет, сейчас они уже самостоятельный коллектив, у них свое лицо. Есть три стадии становления музыканта. На первой стадии мы учимся извлекать ноты, вторая – это мы копируем игру великих музыкантов, и третья стадия — это поиск собственного я. Этот оркестр прошел все стадии становления, у них есть свое звучание, у них есть свой репертуар, своя манера исполнения. Их игру можно отличить, так больше никто не играет. Они самобытные, индивидуальные.

— Как бы вы в целом охарактеризовали игру оркестра? Какое у него лицо?

— Это оркестр шаманов. Немного воинственный, но при этом и медитативный, немного крикливый, но и убаюкивающий. Характерная черта этого оркестра – их нельзя смотреть и слушать по телевидению. Их надо воспринимать вживую, потому что то, что они несут, ни одно средство массовой информации не сможет передать. Необходим личный контакт со зрителем, когда со сцены идет энергия. У многих профессиональных музыкантов отсутствие такой энергетики — один из главных недостатков. Причем, это могут быть музыканты высшего пилотажа, но при этом играющие бездушно. У наших ребят эта энергия иногда бьет через край, перехлестывает. Этим они и поражают всех.

— Кроме того, они еще и подвижные в отличие от традиционных оркестровых бэндов.

— Да, к тому же они воссоздают и традиционный конный оркестр, и такие жанры, как представление и дефиле. Они своего рода экспериментаторы, уже можно сказать, что они чуть-чуть вперед идут.

— Сейчас оркестр презентует свою новую программу. Новый репертуар отличается от стандартных джазовых наборов?

— Естественно. Стандартный репертуар духового оркестра содержит классические произведения, военную музыку, танцевальную музыку. В принципе, джаз интернационален, мы можем играть и немецкий, и американский, и польский джаз. Но я сомневаюсь, что какой-нибудь хороший европейский оркестр сможет воспроизвести тувинский репертуар, несмотря на то, что существует партитура, написанная в рамках европейского стандарта. Тувинский колорит можно записать в нотах современным языком, но при этом европейскому дирижеру будет сложно найти тувинские инструменты и расшифровать обозначения, потому что для этих инструментов современных значков нет. Я не знаю, как это записать для Европы, например. Лично я знаю каждого исполнителя, и у себя в партитуре отмечаю: Начын здесь играет на пюре, Артыш играет на этом, вот здесь мне нужен волк, здесь мне нужны птички… Я помечаю это у себя в партитуре. Ребята у себя корректируют в партиях, тоже придумывают собственные обозначения. Но как это записать в современной партитуре и предложить сыграть иностранцу? Морду волка на полях рисовать?

— Сложно ли управлять таким оркестром на сцене?

— Раньше, еще лет 10 назад, дирижировать ребятами было очень сложно, потому что многие не знали основ дирижирования. Но они очень восприимчивы. Еще очень важно: им необходима публика. Иногда в работе на репетициях ребята могут быть вялыми, или наоборот — сосредоточиться, уйти в себя, слишком много думать. У меня с ними связана небольшая проблемка: иногда на концерте они выдают сверхэмоцию и становятся практически неуправляемыми. Сейчас они стали очень гибкими, объездили свыше 20 фестивалей, наслушались многого, и в этом году на «Устуу-Хурээ» мне было с ними очень легко выступать.

— Что вы можете сказать о новой программе оркестра? Иностранные коллективы смогли бы ее исполнить?

— Очень удачная программа.  Все, что необходимо было в европейском стиле сыграть, они сыграли, и архаичные эксперименты очень удачно получились. Сама программа называется «Мелодии гор и степей». Мы берем популярные песни, мировые хиты, делаем современную обработку, добавляем архаичности. В противовес всем фонограммщикам, мы пытаемся показать, что вживую тоже можно такое делать. При этом любые европейские оркестры смогут тоже исполнить программу, если им дать тувинские инструменты. В принципе, часто практикуется, когда русскую музыку на западе ставит русский дирижер, испанскую испанец и так далее. Если Тимур возьмет партитуру и инструменты и приедет в Германию, он сможет поставить там эту программу с местными музыкантами.

— Для России, за Уралом тувинская музыка — это экзотика. Будет ли программа пользоваться спросом? Насколько зритель ее поддержит?

— Обязательно будет. Те, кто придет на концерт, будут эту музыку здорово воспринимать. Все выступления нашего оркестра за Саянами всегда были очень успешными, потому что это новое, сплав и современного, и архаичного, и молодежного. Каждый слышит то, что хочет, поэтому данные программы всегда будут пользоваться успехом.

— Возможен ли масштабный тур оркестра по России?

— Все возможно. Американские оркестры ведь катаются в турах, наш Гергиев выступает за рубежом. Важен хороший менеджмент, и тогда все станет возможным.

Метки: 2020 г.

Печать