Кто пошёл покупать саксофон?


https://tvoyinform.ru/

Н а пресс-конференции с участниками фестиваля Михаил Брызгалов, президент Ассоциации духовых оркестров, обращаясь к журналистам, сказал: «Вы должны так рассказать о фестивале, чтобы после концерта каждая мама с ребёнком побежала бы в музыкальный магазин покупать саксофон или флейту». А вот этого не получится. Потому что побежать покупать саксофон люди будут только после того, как их околдует-очарует сама музыка, само ­исполнение.

 

Фестиваль, который выжил


Давайте посмотрим историю фестиваля «Фанфары в Центре Азии».

Первый фестиваль – 2012 год. Ещё без особого размаха, ещё так – на пробу.

Второй фестиваль – 2014 год. Ослепляющий, феерический ус­пех. Он был посвящён столетию единения России и Тувы, столетию Кызыла, он прокатился по республике, начиная с Бурен-Хема! И дал старт масштабным культурным мероприятиям, связанным с юбилеями.
А потом – тишина. Следующий, по логике, должен был пройти в 2016 году, но его не было. И ничего не было, вплоть до нынешнего года. В этом году фестиваль посвящён 100-летию Тувинской Народной Республики.

В чем дело? В юбилеях? Конечно, нет. Давайте вспомним события прежних лет.


Инициаторами фестиваля были Тимур Дулуш, руководитель духового оркестра Правительства Тувы, и Валерий Халилов, начальник Военно-оркестровой службы Вооружённых Сил России.

В апреле 2016 года Халилов назначен на должность начальника ансамбля — художественного руководителя Академического ан­самбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. Понятно, что в первое время ему вовсе и не до фестивалей, надо начинать работать с новым ­коллективом. А в декабре 2016 года его не стало.

Тимур Дулуш ушёл через полгода - летом 2017-го.

То есть, инициаторов фестиваля нет. А, как известно, в таком деле все держится на личности. На желании определённых людей делать что-то действительно важное и интересное. Когда Валерия Халилова и Тимура Дулуша не стало, казалось, что и оборвались невидимые нити, которые связывали оркестры, которые делали фестиваль возможным.

Новые связи – прежние имена

Но руководителем духового оркестра становится брат Тимура – Артур Дулуш. И он начинает налаживать новые связи. А оркестр вскоре получает имя Тимура ­Дулуша.

Сейчас начальник Военно-­оркестровой службы Вооружённых Сил России - Тимофей Маякин. Это он и его оркестр участвовали в Третьем фестивале «Фанфары в центре Азии». Но все время казалось, что Валерий Халилов где-то здесь, рядом.


А он и был рядом. Судите сами, в фестивале участвовали:

  • Михаил Брызгалов — президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия ­Халилова»;
  • Оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Валерия Михайловича Халилова;
  • Халилов Михаил – старший эксперт Отдела (организации военно-политической работы) управления (военно-политической работы) Главного военно-политического управления Вооружённых Сил Российской Федерации, военный дирижёр, член Благотворительного фонда имени Валерия Михайловича Халилова, майор;
  • Халилова Мария Валерьевна – советник Отдела музейно-выставочных работ Министерства обороны Российской Федерации;
  • Музыканты Тувинской го­сударственной филармонии им. В. М. Халилова.

А на открытии фестиваля на площади Арата сводный оркестр исполнил марш «Тыва», написанный в подарок к 100-летию единения Тувы и России народным артистом России Валерием ­Халиловым.

Больше того, военные музыканты только что участвовали в фестивале «Амурские волны, который основал Валерий Халилов, а Аркадий Шилклопер рассказал, что он учился в военно-музыкальном училище имени Халилова, то есть, в те годы, конечно, у училища ещё не было этого имени, но тем не менее…

На фестивале имя Халилова звучало буквально постоянно.

Конечно, этот фестиваль прошёл с меньшим размахом, чем предыдущий. Не было иностранных гостей – пандемия, не было конкурсов, да и мастер-классов для детей было мало, опять же – пандемия. Но если уж в такое трудное время смогли провести фестиваль, может быть, дальше будет легче? Может быть, традиция продолжится и фанфары станут звучать более регулярно в Центре Азии?

А на пресс-конференции…



А на пресс-конференции рассказывали удивительно интересные вещи, жалко только, что не было возможности задавать вопросы – время поджимало. Музыкантам надо было идти репетировать, работать. Впрочем, как они сами говорят: «Мы идём не работать, мы идём – получать ­удовольствие».

Но даже и в таком «монологовом» режиме удалось узнать много интересного. Вот что было новостью для нас: оказывается, в Туле ждали наш духовой оркестр на свой фестиваль один из крупнейших музыкальных фестивалей в России. Все хотели увидеть конное шоу и были очень расстроены, узнав, что оркестр не приедет.

Вот что было новостью для гостей: оказывается, что не все знают – наш министр может продемонстрировать игру на национальных инструментах, не все ещё слышали игил или бызаанчы, а уж тем более не ожидают увидеть их в руках госслужащего.

«Я люблю удивляться»



Аркадий Шилклопер – композитор, аранжировщик, и мульти-инструменталист: один из лучших валторнистов мира, член жюри престижных музыкальных конкурсов, откровенно признал, что он любит удивляться. И что Туве его есть чем удивить.

Он – музыкант международного уровня и просто обязан высоко держать планку. Выступать с посредственными оркестрами не будет. И он до конца не был уверен, что сможет выступать с духовым оркестром Тувы. Но желание посетить Туву перевесило. Он поехал и думал, что увидит хорошую крепкую самодеятельность. Не был уверен в профессионализме. Ну вот и удивился! Приятно удивился, конечно.

Потом, уже после пресс-конференции, пришлось «отлавливать» его, чтобы задать вопросы, потому что он реально удивлял. Немного хипповатый свободный художник, который предпочитает выступать соло и исполняет необычную музыку своего сочинения - воспитанник военно-музыкального училища? Сколько же лет назад он распростился с короткой «форменной» стрижкой?

Оказывается, уже давно. После училища он служил в армии, правда, в оркестре Военно-Политической Академии. Потом учился в институте имени Гнесиных, был артистом оркестра Большого театра, затем - артист Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии.

А вот в конце восьмидесятых – начале девяностых - джаз, интуитивная музыка… от военного училища остались, наверное, только мастерство и самодисциплина. Без них, конечно, успеха никто не добьётся.

Он играет с музыкантами разных стран и в интернациональных группах. А в 2015 году, в рамках проекта «межвидовой диалог», сыграл с дельфинами и китами джем-сейшен… Не знаю, насколько уж Аркадий Шилклопер может удивляться, но вот удивлять он умеет – это точно!


А дальше – музыка

Сергей Дурыгин - начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ в Туве уже третий раз. Первые два раза он приезжал с Валерием Халиловым. Так что особенно ничему не удивлялся. Но выразил удовольствие от нынешнего визита.

К тому же в его коллективе постоянно играет кто-нибудь из тувинских музыкантов. Сейчас там служит Тумен Шыырап. В оркестре все были приятно удивлены отличной подготовкой и профессионализмом нашего музыканта. А мы не удивляемся. В Туве Тумен Шыырап хорошо известен как музыкант. А на прошлогоднем Надыме он занял второе место в турнире по стрельбе из национального лука верхом на коне.


Чем ещё можно удивить гостей? Конное дефиле они уже видели. А сейчас их поразило ледовое шоу. Михаил Брызгалов считает, что «Это шоу просто надо запатентовать, чтобы оно оставалось за Духовым оркестром Правительства Тувы». Копировать такое, наверное, сложно, но можно. А вот сама идея – очень хороша и никому до сих пор в голову не ­пришла.

Да и не могла бы прийти. Потому что для этого нужно сочетание традиций духового оркестра, навыки катания на льду (наши музыканты - члены хоккейной команды) и генетическая память, которая сохранила восхищение буддийской мистерией Цам. А все это вместе возможно только в Туве.

Ну а потом началась музыка. Её было много, хватило на весь Кызыл. А может, и на всю Туву. Но всё-таки интересно, кто-нибудь уже купил саксофон или флейту своему ребёнку?


Метки: 2021 г., Фанфары в Центре Азии 2021

Печать