Клюшки, саксофоны и… утраты


https://plusinform.ru/

«Это - Леонид, тромбон», - светским тоном говорит директор филармонии Игорь Дулуш, указывая на парня на льду. В ту же секунду «Леонид, тромбон» с размаху врезается в бортик хоккейной коробки рядом с нами. Бортик чувствительно тряхнуло. Парень быстро вскочил и вновь помчался за шайбой. Казалось бы, причем здесь фестиваль?

 

Утраты

Пастернак писал о жизни «бедной на взгляд, Но великой под знаком Понесенных утрат». Утраты бывают разные. Боль от некоторых утрат трудно перенести. Но жизнь продолжается.

То, что Россия утратила свой знаменитый хоккей, – это не самое страшное. Потихоньку все вернется, и хоккей тоже. Хотя условия для развития хоккея уже серьезно изменились. Но об этом – чуть позже.

Ушел из жизни великий музыкант – Валерий Халилов. Он погиб 25 декабря 2016 года, но кажется — это было совсем недавно. Такая утрата невосполнима, но, опять же, - жизнь продолжается. И вот уже с 29 января по 2 февраля в память о Народном артисте России генерал-лейтенанте Валерии Халилове пройдет Международный музыкальный фестиваль, приуроченный ко дню рождения Валерия Михайловича. 30 января 2020 года ему бы исполнилось 68 лет.


Фестиваль Валерия Халилова

Валерий Халилов был инициатором и идейным вдохновителем военно-музыкального фестивального движения в стране. Он собирал тысячетрубные оркестры и хоры на центральных площадях городов. И сейчас его фестивали проходят в Хабаровске, Севастополе, Тамбове, на Сахалине. Самый масштабный его проект – фестиваль «Спасская башня» в Москве.

Нынешний Фестиваль организует Фонд имени Валерия Халилова. В попечительском совете Фонда много знаменитых музыкантов: Александр Агейкин,  Игорь Бутман, Олег Газманов, Тамара Гвердцители, Александра Пахмутова и другие, в том числе и Игорь Дулуш, директор филармонии имени В. Халилова.

Этот фестиваль задуман как широкомасштабный культурный проект, идея которого: в год празднования 75-летия Победы показать особую роль духовой музыки в утверждении национальных традиций патриотизма, духовной преемственности и уважительного отношения подрастающего поколения к памятным страницам отечественной истории.

15 фестивальных городов

Первое мероприятие, которое пройдет в рамках Фестиваля, - Молебен в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, 29 января 2020 года.

А 30 января, в день рождения Валерия Михайловича, фестиваль развернется на всю страну – от Москвы и Санкт-Петербурга до Сахалина. Концерты лучших коллективов с участием военных ансамблей и хоров пройдут в Москве, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Хабаровске, Якутске, Кызыле, Севастополе, Сочи, Тамбове, Белгороде, Истре, Киржаче, Пушкине, Санкт-Петербурге и Калининграде.

31 января - концерт «Дорога к Победе» с участием трех детских духовых коллективов: детской музыкальной школы имени М.И. Табакова, Академии джаза, детей с особенностями развития здоровья - духовой оркестр «Солнечные нотки» и детская хоровая студия «Веснянка».

1 февраля в детской школе искусств имени М.А. Балакирева состоится мастер-класс всемирно известного музыканта игры на эуфониуме* Стивена Мида. В Государственном музее-усадьбе «Остафьево» пройдет вечер романсов «Лепестки жасмина»: солисты, работавшие на протяжении многих лет с Валерием Михайловичем, исполнят его песни и романсы.

Завершится Фестиваль Гала-концертом «Ода миру», который пройдет на сцене «Вегас Сити Холл» 2 февраля. В концерте примут участие Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, Военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова, многочисленные гости фестиваля. Знаковым событием станет выступление Сводного духового оркестра, состоящего из воспитанников детских музыкальных учебных заведений, музыкантов военных духовых оркестров и Сводного хора.

Полторы минуты на экранах «Вегас Сити Холл»

«Вегас Сити Холл» - многоуровневая концертная площадка на территории ТРК «Vegas Крокус Сити»с возможностью трансформации в классический концертный зал со сценой, концертный зал с танцевальным партером, полноценный цирковой манеж и конфигурация со столами. Площадка оснащена огромными экранами общей площадью 174 кв.м. Это очень знаменитый и престижный концертный зал, вместимость - 1700 мест.

Но музыканты из Тувы не смогут поехать на концерт в этом зале – дорого. Зато смогут появиться со своим выступлением на шикарных экранах. А если так, то и выступление должно быть шикарным. Оно будет небольшим – всего полторы минуты. И сделать его надо таким, чтобы уж запомнилось всем наверняка. Вот  решили, что это будет небольшой музыкальный номер, во время которого музыканты катаются на коньках. Но при чем тут хоккей?


Клюшка вместо саксофона…

Видели, как ходит маленький ребенок? Он, как медвежонок, немного растопыривает руки для устойчивости. Вот примерно так выглядят те, кто начинает кататься на коньках. Многие музыканты духового оркестра никогда не стояли на коньках.

Как и каким образом можно быстро научиться кататься, чтобы вообще не думать о том, что на ногах коньки, а вокруг лед, чтобы сосредоточиться на музыке и музыкальных инструментах?

Лучшая возможность – игра в хоккей. Тут во время тренировок выписывают самые невероятные пируэты, тут оттачивают мастерство, а необходимость просчитывать стратегию заставляет забыть о том, что на тебе коньки.

Клюшка тяжела, и управлять ею нелегко. Но ведь и духовые инструменты тяжелые! То на то и выходит. Но тут возникает и другой вопрос: а почему музыканты, молодые ребята, не умели кататься на коньках и играть в хоккей? Риторический вопрос?


Хоккей, который мы потеряли

Очевидно, потому не умели, что у нас и не играли в хоккей, пока они были детьми. Да и на коньках в то время дети почти не катались. О глубине «хоккейной пропасти» можно судить по биографии нынешнего тренера команды музыкантов «Тыва Эскадрон» Олега Михайловича Рыбина.

До того как стал тренером Олегом Михайловичем, он был просто Олегом, пареньком с городской окраины, из рабочей семьи. На коньки встал лет в десять, то есть, примерно в 1982 году (родился в 1972 году). Хоккей тогда у нас еще был. Третьяк еще защищал ворота ЦСКА и сборной Советского Союза. Все помнят легендарную «пятерку Ларионова»? Владимир Крутов, Игорь Ларионов и Сергей Макаров - нападающие, Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов — защитники. Тогда они еще играли за сборную СССР, за Канаду стали играть позже.

Ну а пока – «Золотая шайба», дворовые команды и все хотят стать чемпионами. В новом микрорайоне Ачинска жили в основном работники нефтеперерабатывающего завода. И дворовая  команда, игроками которой были дети этих рабочих, очень быстро и громко заявила о себе.

Потом Олег Рыбин играл в ачинской команде «Бурые медведи», стал кандидатом в мастера спорта. Потом - тренером. В 2015 году удостоен диплома Лучший тренер России. Сейчас – практически главный тренер по хоккею в Туве. Тренирует детей и взрослых, воспитанников кадетского училища и музыкантов.


Хоккей, которого мы пока еще не нашли

В чем секрет падения популярности хоккея? Во-первых, конечно, - дорого. Дорогое оборудование, дорого обходится содержать ледовые поля, очень дорого летать детям на соревнования…

А как же раньше? Были дворовые команды, играли дети простых рабочих…  Да, играли. Но вопрос о стоимости спорта не стоял. Надо – значит надо. Дети получали форму, их отправляли на соревнования. Да, это сейчас кажется странным. Но так и появлялись чемпионы.

Отец Харламова – слесарь. Отец Фетисова работал на стройке, о нем пишут только, что у него было «достаточно тяжелое финансовое положение». Разнорабочим на стройке был отец Старшинова. Этим знаменитым хоккеистам здорово повезло, что родились в те годы. Сейчас у мальчиков из таких семей практически нет шансов попасть в хоккей.


Разбитые коньки

«Субедей» недавно открыли, но у всех желающих пока еще нет возможности постоянно там тренироваться – дорого. Это слово – «дорого» уже начинает казаться каким-то страшным. Всё дорого! Неужели нет выхода? Впрочем, пока – зима. Лед можно делать в неограниченных количествах.

Вот только современные коньки не приспособлены к эксплуатации в наши морозы. Раньше было проще: металл и кожа – катайся в любой мороз. Но такие ботинки с коньками не могут защитить щиколотки от переломов. Пластиковые – защищают ноги. Но кто их самих защитит от морозов? Они ведь приспособлены на катания в ледовых залах, а не на улице.

Вот что пишут о коньках: «Материалы, которые применяются для профессиональных коньков, как правило, не рассчитаны на морозы и игру на открытом катке (до –5 градусов по Цельсию) – они могут потрескаться». Или вот реклама коньков одной фирмы: «Дышащие» и крепкие материалы выдерживают мороз до -25°С». -25°С? Серьезно? Где мы возьмем в Туве такую температуру?

В день тренировки (или репетиции?) музыкантов духового оркестра на катке температура колебалась от -35 до -40°С. Люди – выдерживают, коньки – нет. Но программу для показа на фестивале Валерия Халилова они отыграют обязательно.

Автор: И. Качан

Печать