Портрет музыканта. Адынай Араптан: Я очень люблю свой оркестр!

Алдынай Араптан на сцене XVI Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ – 2015».

Алдынай Араптан на сцене XVI Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ – 2015».

«Газета Твой Информ» №17 (216) 24 апреля 2024 г.

Первые каменные топоры с рукоятью, как утверждают ученые-археологи появились 35 – 12 тыс. лет назад, а первая флейта 37– 40 тыс. лет. Получается, что флейта для древнего человека была важней, чем каменный топор? А ведь изобрести флейту намного сложнее, чем привязать камень к палке.

А сколько времени нужно, чтобы освоить этот дивный музыкальный инструмент, придающий яркость звучанию оркестра, и чтобы его полюбить? Алдынай Араптан – солист, первая флейта Духового оркестра Правительства Республики Тыва им. Тимура Дулуша, преподаватель, дирижёр, художественный руководитель духового оркестра РООМХШИ им. Р. Кенденбиля.

 

28 апреля в 18:00 Тувинской государственной филармонии им. В. М. Халилова пройдет первый сольный концерт Алдынай Араптан.

 Алдынай Араптан -дирижер, художественный руководитель Духового оркестра Республиканской школы искусств им. Р. Д. Кенденбиля, который стал лауреатом I степени в номинации «Детские оркестры» на II Международном фестивале духовых оркестров «Фанфары в Центре Азии-2014».

Алдынай Араптан -дирижер, художественный руководитель Духового оркестра Республиканской школы искусств им. Р. Д. Кенденбиля, который стал лауреатом I степени в номинации «Детские оркестры» на II Международном фестивале духовых оркестров «Фанфары в Центре Азии-2014».

Первый экзамен

В далекие 90-е годы прошлого века в городе Чадане маленькая девочка танцевала и пела перед телевизором. Она так увлеченно этим занималась, что мама решила: надо везти ребенка в Кызыл, чтобы она поступила в Республиканскую школу искусств им. Р. Д. Кенденбиля. К собеседованию готовились, разучивали красивую детскую песню. И вот – приемная комиссия. Оказавшись перед таким количеством взрослых, девочка то ли растерялась, то ли засмущалась… Поэтому, когда ее попросили: «Спой, пожалуйста, что-нибудь, Алдынай!» - девочка спела совсем другую песню, это была «Чадаана», которую она знала с раннего детства. Все строгие экзаменаторы сразу заулыбались, стали аплодировать. Так был сделан первый шаг на пути музыканта.

Дальше – от первого лица.

Первый учитель

«На экзаменах меня спросили: «Алдынай, на чём ты хочешь играть?». Я ответила, что на фортепиано, так как о других инструментах не знала. Тут ко мне подошел мой будущий учитель Вячеслав Альбертович Танов и сказал: «Пойдем со с мной». Пришли в класс, он показал мне флейту и спросил: «Хочешь играть на этом инструменте?». Я молчу, он берет флейту и начинает играть. Я сразу согласилась: «Буду играть на этом инструменте!».

С первого класса на блок-флейте училась играть, в 3 классе на лимби, потом перешла на большую флейту. Когда я приходила на урок, Башкы говорил: «Давай сначала песню споем!» И мы пели красивые детские песни, которые он сам писал. То есть у меня были ещё уроки пения, и это еще один большой плюс, поскольку это помогало моей специальности. А петь я любила.

Вячеслав Альбертович привил мне навык самоподготовки, он часто давал мне ключи от класса, я много занималась сама. Он открыл для меня любовь к музыке, любовь к инструменту, с его помощью я начала выходить на сцену и не только у нас в школе, но и в республике. Тогда концерты РШИ проводились по районам. На них я сольно выступала.

С 1 до 9 класса Вячеслав Альбертович меня учил. В 2006 году я без экзаменов поступила в Кызылское училище искусств имени Алексея Боктаевича Чыргал-оола (Прим. авт.: с 2009 года – колледж). Вернее, сначала почти поступила в Красноярский колледж искусств Иванова-Радкевича. Приезжала комиссия, я сыграла, мне сказали: «Хорошо, мы тебя принимаем, ты хорошо играешь, главное – приезжай со своим инструментом».

Но я помнила, как еще за год моего окончания РШИ к нам приходил Тимур Дыртык-оолович Дулуш, он тогда заведовал отделением духовых инструментов в Кызылском училище искусств и «пробивал» создание духового оркестра республики. Духовой оркестр училища уже гремел по Туве.

Тимур Дыртык-оолович разговаривал с моим педагогом обо мне. Он хотел, чтобы я пошла к нему в колледж, и в оркестр. Тимур Дыртык-оолович прекрасно понимал, что готовить кадры надо для себя, а не для других регионов, иначе здесь профессионального искусства не будет.

На площади Арата: Петр Казимир, Валерий Халилов, Тимур Дулуш. II Международный фестиваль духовых оркестров «Фанфары в Центре Азии-2014».

На площади Арата: Петр Казимир, Валерий Халилов, Тимур Дулуш. II Международный фестиваль духовых оркестров «Фанфары в Центре Азии-2014».

Первые шаги с духовым оркестром

И уже на втором курсе, 27 апреля 2008 года, состоялся первый в моей жизни большой концерт в Национальном музыкально-драматическом театре имени Виктора Кок-оола, в составе духового оркестра. Это была презентация нашего коллектива – Духового оркестра Правительства Республики Тыва, созданного на базе оркестра училища 24 марта 2008 года. Для всех нас это было большое событие, для меня вдвойне, ведь у меня практики оркестровой почти не было. Потом состоялись первые гастроли, мы ездили в Красноярск на фестиваль «Jazz Night над Енисеем – 2008». Там получили диплом в номинации «Лучший коллектив»!

Моим педагогом по специальности в колледже стал Эрес Маскыр-оолович Тартан-оол, который меня многому научил, к тому же он ученик моего первого учителя — Вячеслава Танова.

Когда я училась в училище, Тимур Дыртык-оолович говорил, что нам, студентам, важно с первых курсов играть в оркестре. Это он внедрил в учебный процесс, и это даёт хорошие результаты.

В 2010 году Духовой оркестр Правительства Республики Тыва стал лауреатом I степени открытого конкурса духовых оркестров IX Всероссийских ассамблей в Москве. Когда мы туда собирались, выяснилось, что Эрес Маскыр-оолович, который тогда в духовом солировал на флейте, не сможет поехать. А у нас в середине «Таежной симфонии» Владимира Тока солирует флейта… На репетиции Тимур Дыртык-оолович сказал мне: «Алдынай, сыграй, пожалуйста, вот это». Сыграла и сама удивилась: оказывается, у меня «большой» звук! Башкы обрадовался. С этого момента я стала солировать. Концерт на конкурсе в Москве запомнился на всю жизнь. Мы «зажгли» так, как мы это умеем! Для меня это был первый большой шаг как солистки. Именно тогда поняла: у солиста права на ошибку нет.

Алдынай со своими учениками.

Алдынай со своими учениками.

Как я стала учителем

Однажды в перерыве репетиции оркестра Тимур Дыртык-оолович сказал мне: «Алдынай, ты же окончила РШИ, там есть дети, которые очень хорошо играют, а учитель уходит в декретный отпуск. Им нужен преподаватель флейты. Это сделаешь ты». И уверенно добавил: «Ты сможешь!» Теперь понимаю, как он верил в меня, доверив сразу работать заведующим отделением духовых и ударных инструментов в РШИ. Так 12 января 2012 года я пришла преподавать в свою же школу.

Утром приходила в РШИ, вела индивидуальные занятия с детьми, занималась с оркестром как дирижер, выполняла свои обязанности как заведующий отделением, вечером бежала на репетиции в духовой оркестр, играла. Так каждый день, с 8 утра до 8 вечера, жила музыкой, жила этой жизнью, которой меня учил мой Башкы.

Мои первые ученики уже работают в нашем духовом оркестре.

Сейчас у меня учится единственный мальчик-флейтист Угер Ооржак. Думаю, он может стать флейтистом нашего конного духового и на коньки встать в проекте «Музыка на льду».

Соло на флейте. Концерт Духового оркестра Правительства Республики Тывав Краснодаре. 2013 год.

Соло на флейте. Концерт Духового оркестра Правительства Республики Тывав Краснодаре. 2013 год.

Мой Башкы – как второй отец

Тимур Дыртык-оолович готовил меня не просто как музыканта- флейтиста, учил дирижировать большим духовым, помимо партии флейты давал еще партии фортепиано. Поэтому на одном концерте я играла на флейте, на фортепиано, и на флейте-пикколо.

Для меня Тимур Дыртык-оолович, был как второй отец (без родного отца я осталась, когда училась в 7 классе). Получается, что он меня и воспитал. Большой опыт как педагог получила тоже от него.

Он нас всегда вёл вперед, заставлял становиться лучше. С ним было много проектов, которые давали толчок на многие годы вперед. Например, детская творческая лаборатория имени Константина Тамдына, где росли не только дети, но и преподаватели, и взрослые музыканты.

Лауреат I степени открытого конкурса духовых оркестров IX Всероссийских ассамблей (г. Москва 2010)

Лауреат I степени открытого конкурса духовых оркестров IX Всероссийских ассамблей (г. Москва 2010)

Женское ли дело

Конечно, как у всех девушек для меня главное – семья. Но это не преграда для того, чтобы заниматься любимым делом. Моя семья меня поддерживает, это очень помогает и вдохновляет. Я очень люблю свой оркестр!»

Записал Павел Чесноков

Фото из архива Духового оркестра Правительства Республики Тыва имени Тимура Дулуша

Метки: Газета ТВОЙ ИНФОРМ, 2024 г, Алдынай Араптан

Печать