2025, 12 марта №11 (262) «Газета Твой Информ»
На прошлой неделе, в преддверии женского дня, прекрасная женщина Мария Селезнёва устроила грандиозный праздник для всех, кто собрался тем вечером в филармонии. Концерт назывался «Весенняя фиеста», что по сути и есть праздник – весенний праздник.
Начну с извинений
Заранее прошу прощения у всех читателей за то, что сначала будут эмоции и ассоциации, а не отчет о прохождении концерта и не список исполненный произведений. Музыка – это ведь и есть эмоции. А о чём человек думает, когда ее слышит, – это его собственные «заморочки». Только вот я сейчас поделюсь с вами этими заморочками.
Мария Селезнёва. Ассоциации прибегают сами – Алиса Селезнёва! Девочка, в которую, как говорят, в свое время влюблялись все мальчишки. А Алиса Селезнёва, в свою очередь – это футуристический вариант Алисы, девочки, побывавшей в Стране чудес.
Какой была Алиса? Ответить на это просто. Сам Кэрролл писал: «Какой же я видел тебя, Алиса, в своём воображении? Какая ты? Любящая – это прежде всего: любящая и нежная; нежная, как лань, и любящая, как собака (простите мне прозаическое сравнение, но я не знаю на земле любви чище и совершенней). И ещё – учтивая: вежливая и приветливая со всеми, с великими и малыми, с могучими и смешными, с королями и червяками, словно ты сама – королевская дочь в шитом золотом наряде».
И, вы не поверите, все это – о Марии Селезнёвой!
Учтивая, вежливая и приветливая
О заезжих гастролерах писать особо и нет смысла – мы же их скоро забудем. Наверное. Но не Марию. И она нас не забудет. Точнее – не забывает.
На сцене, во время концерта, она очень тепло отзывалась об оркестре и о разных музыкантах, словно бы представляла их публике.
Об оркестре: «Тува Джаз Бэнд – это большое достояние Республики Тува, просто шикарный оркестр».
О пианисте Отчугаше Сендажы: «Мне очень нравится ваш оркестр! Вот посмотрите – пианист. Тут же генетика! Он же – прирожденный джазмен!» Согласитесь, такое редко можно услышать.
О Найысе Дулуше – «Энергетическая станция оркестра».
Об Игоре Дулуше: «Он такой интересный! Он столько интересного рассказал о Туве».
Уже после концерта спрашиваю Игоря, что же такого он ей рассказал. Теоретически, конечно, представляю, но все же – что именно? Знаете, что он сказал? «Да я уже и не помню. Я ей о Туве рассказывал в её первый приезд».
Мария Селезнёва была в Туве в декабре 2019 года. Прошло уже больше пяти лет, а она помнит, кто и что ей тогда рассказывал! Ну разве не Алиса?
Одно из произведений, которое она исполняла, танго – «Space art». И тут она говорит, вот «наше название танго как-то ни о чем. Просто пространство. Я решила изменить название. Пусть будет «Звездное небо Тувы». Я накануне вечером видела тут звезды – фантастическое зрелище». (Если честно, тут я засомневалась. А вдруг она это говорит везде, где бывает? Ну, можем проверить, если она к нам еще через пять лет приедет. Услышим, как будет называться это танго.)
Программка
Программок не было. Не знаю почему. Но список произведений, которые исполняли, можно составить и самим. Прямо во время концерта. Поставим и мы эту «программку», чтобы дать представление о настроении, которое царило в зале во время «Весенней фиесты».
- «Swing Machine» Larry Neeсk
- «Молдавская хора» М. Селезнёва
- Танго «Space art» М. Селезнёва
- «Ирландия» М. Селезнёва
- «Fly me to the Moon» Б. Ховарт (В. Симчит, вокал)
- «New York» (В. Симчит, вокал)
- «Стоят девчонки в сторонке» М. Селезнёва
- «Комильфо» М. Селезнёва
- «Испания» М. Селезнёва
- «Аялга» арр. И. Дулуш
- «Балканская фантазия» О. Золтан
- «Минорный свинг» Дж. Рейнхард
- «What a Wonderful world» Л. Армстронг (В. Симчит, вокал)
- «Карибский каприз» М. Селезнёва
- «Гуаджо-остинато» Ю. Жиро, обр. М. Селезнёвой
- «Лезгинка» М. Селезнёва
- «Ватра» В. Матвейчук
- «Полицейский участок 17»
«Арфы нет, возьмите бубен»
Но, знаете, даже прочитав программку, вы не получили представления о концерте. Потому что (опять вспомним Алису), многое было не тем, чем кажется. Общую атмосферу задала первая композиция «Swing Machine». Да, мы словно ненадолго окунулись в тридцатые годы Нью-Орлеана, музыка прямо оттуда… А вот и нет! Автор – наш современник. «Молдавская хора» была подозрительно похожа на одесскую музыку. Владимир Симчит уже почти профессионал, хотя выступает только несколько месяцев. И да, он не черный (в смысле – не афроамериканец), хотя, если закрыть глаза, точно услышишь что-то афроамериканское. А потом глаза можно открыть и удивиться, что он – вполне себе «наш».
А дальше, ещё больше не того, чем кажется. «Балканская фантазия» – это, как говорят специалисты, настоящая симфония. Те же специалисты насчитали в этой фантазии несколько музыкальных мотивов разных народов. Что, наверное, не так уж и удивительно – на Балканах настоящий микс разных этносов.
С лезгинкой вышло еще «страньше». Никакая лезгинка не может быть без барабана. Желательно именно доли – это такой грузинский барабан. И да, на авансцену выходит Найыс Дулуш в огромной папахе, надвинутой на глаза (думал, мы его не узнаем?) и с… африканским джембе. Ну, что делать, как-то не водятся у нас грузинские барабаны.
Легкость и изящество
«Легкость и изящество» – это характеристика Марии Селезнёвой. Ага. Очень легко. На высоченный шпильках с «легким» аккордеоном – всего семь кг, весь вечер на ногах. Она еще и танцевала. Ну, можно попробовать положить в сумку семь литровых пакетов молока, надеть туфли с каблуками… И просто сесть. Танцевать уже не получится.
А ведь сейчас ей еще действительно легко. Несколько лет назад она ездила на гастроли с двухмесячной дочкой! Всего у Марии трое детей – два мальчика и девочка. Муж – тоже музыкант. К счастью, есть «на подхвате» бабушка. Но двухмесячному младенцу нужна именно мама. Гастроли расписывают заранее, за годы – чтобы музыканты оркестра того региона, куда она едет, успели выучить ее музыку. А детей не всегда удается заранее «расписать».
И да, аккордеон в семь килограммов – действительно легкий. В университете ее аккордеон весил 18-20 кг. С таким особенно не потанцуешь. Нынешний ее инструмент делали в Италии по заказу. Даже получилась несколько анекдотичная история: к сроку он не был готов. Объяснили это тем, что художник, который делал инкрустацию стразами, не имел вдохновения, чтобы завершить работу.
Уверена, что такой истории с самой Марией не произошло бы. Да, легкость, да, изящество. При этом – без строгой дисциплины и упорства не обойтись. Доказательство: девочка из Сызрани стала финалисткой Европейской инструментальной Фабрики звёзд, лауреатом международного конкурса Accoholiday, дипломантом престижнейшего «Кубка Мира по аккордеону» в Шотландии и победителем еще очень многих конкурсов разного уровня, давала концерты в Китае и Франции, в Румынии и Италии и разных других странах.
Как она оказалась в Туве? Ну, тут не обошлось без наших спонсоров: Сергея Уюсова и Виктора Тунева.
Финал
А финал концерта получился вообще потрясающим! Мария вроде бы уже и прощалась. И ушла со сцены. И самые нетерпеливые зрители стали уходить. (Или им было просто лень поаплодировать?). Но ведь еще не было знаменитого «Полицейского участка №17», которым Тува Джаз Бэнд всегда завершает свою программу.
Вот начался «Участок», первая импровизация, вторая, третья… Интересно, но в импровизациях звучали и мелодии композиций, которые исполняли на концерте. И тут опять выходит Мария Селезнёва уже со своей импровизацией. Это было фантастично.
«Весенняя фиеста» прошла. Ну а весна? Весна, по-прежнему, где-то там.
И. Вечорко