2025, 20 марта №10 (18812) Газета «Тувинская ПРАВДА»
Вспомним. Не так давно это и было. Декабрь 2019 года, еще нет никакой пандемии. Можно сказать, проблем особых не ощущаем. Тогда с единственным концертом в Тувинской государственной филармонии выступила Мария Селезнева вместе с «Тува джаз бэндом», дирижер – Начын Донгак.
Мы надолго запомнили ту встречу с прекрасным миром музыки. А творила чудеса яркая и хрупкая женщина из Москвы на аккордеоне в семь кило веса. Глядя на то, как она целую длительную программу довольно легко с ним выступает, пританцовывая, не подумаешь, какой у нее груз на плечах. А подготовила концерт обладательница многих титулов различных конкурсов в стране и за рубежом специально с профессионалами нашего бэнда. Характер у аккордеонистки цельный и твердый. Пять лет назад пришлось и настойчивость проявить. Человек ставит цели и упорно идет к ним. Даже отмена авиарейса из столицы в центр Азии не стала помехой: нет уж, раз обещала – доберусь! И долетела до Абакана, а там по земле, любуясь сибирскими красотами, прибыла в Туву. Как говорила зрителям со сцены, произвели впечатления. Люди – тоже, особенно из бэнда, замечательные музыканты, профессионалы высокого уровня.
И что наши земляки и гостья понимали друг друга мгновенно, слушатели убедились на том концерте. Репертуар представили обширный и сложный. Подается артисткой легко, в ярких сценических туалетах, элегантно пританцовывая, движения выверены и грациозны. Праздник! На лице – постоянно улыбка: слушайте, запоминайте, радуйтесь общению с прекрасным. Действительно, кызылчане обогатились духовно.
Встреча получилась яркой, насыщенной.
Разнообразные мелодии, классика мировая, народов России. И знакомство с творчеством самой гостьи – как композитора. Сплошные положительные эмоции, виртуозно поданные номера заставляли парить. Традиционно Игорь Дулуш тепло представлял профессионала высочайшего уровня. Оказывается, в свои 30 с небольшим аккордеонистка – многодетная мама, трое ребятишек в доме, есть двойняшки. И успевает же писать сама музыку! Это значит: чтобы быть в форме, каждый день необходимо брать инструмент в руки. Получается. Еще обязательно и участие в различных конкурсах, и гастрольные поездки. Они дают пищу для творчества. Конечно, все обратили внимание на аккордеон гостьи. Какой «голос», какое яркое, под стать хозяйке, оформление. Вряд ли кто-то видел что-то подобное.
Звук и дизайн – потрясающие. Исполнительница сама рассказала про него. Да, вещь очень дорогая, благо, спонсоры из одной нефтяной компании помогли финансово (и еще один инструмент, «большой», потяжелее, тогда появился у артистки). Делали эксклюзив на заказ в Италии, у очень хороших мастеров, под индивидуальные параметры россиянки. Это фирма BUGARI. Она в то время выступала во Франции, постоянно получала информацию о процессах создания инструмента, думала, уже улетит домой с «обновой», что облегчает оформление документов. Нет же… Мэтр по отделке из фирмы BUGARI еще какое-то время ждал вдохновения, чтобы приступить к последнему этапу. Когда «точку» поставили через четыре месяца, дали имя новинке – MARIA, Мария, в честь хозяйки. Комментарии излишни. Название фирмы и имени хозяйки видны на панелях аккордеона с двух сторон.
Так что на сцене нашей филармонии творили чудо две Марии, составляющие единое целое. Так было и на этот раз. Гостья собиралась в турне в Красноярск, Абакан, Минусинск (незадолго до этого слетала в Канаду – востребована, приглашают). Сама хотела еще раз в центр Азии попасть, договорилась с тувинцами. Благо, еще и спонсоры помогли, это организации Сергея Уюсова и Виктора Тунева.
Собрался полный зал в филармонии. Зрители благодарили за программу восторженной реакцией, оглушительными аплодисментами, восхищением (женщины шептались: как красиво, что и не мудрено, четыре сценических ярких туалета сменила аккордеонистка). Бэнд сам выступал, солировал с ним певец В. Симчит, это и Fly me to the Moon Б. Ховарта, и знаменитый New York из репертуара Ф Синатры, и What a Wonderful world Л. Армстронга. Как всё легко получается у аккордеонистки. Непринужденно, зажигательно. А произведения, многие самой гостьей созданы, весьма сложные, темп подачи порой сумасшедший. Зал был в восторге от «Лезгинки», где еще и Н. Дулуш (на снимке) на там таме-барабане гремел известную мелодию с Марией Селезневой-солисткой. Пришлось и бисировать…
Запомнились «Молдавская хора», танго Space art, «Ирландия», «Стоят девчонки в сторонке», «Испания», «Балканская фантазия» О. Золтана, друга артистки, «Карибский каприз», многое другое. Особенно выделим «Ватру» В. Матвейчука и давно полюбившийся «Полицейский участок». Гостья очень хвалила наших музыкантов, выделяла мастерство импровизации Отчугаша Сендажы на рояле.
Да и заметила: так хочется бэнд забрать с собой в Москву… В Красноярске Мария Селезнева выступала с Красноярским духовым оркестром, дирижер – друг Тувы Петр Казимир. Он за ужином долго рассказывал про центр Азии аккордеонистке, про фестиваль «Устуу-Хурээ», что ей надо бы там обязательно побы-вать… Павел Чесноков был при этом долгом общении. А потом в Кызыле начались уже предметные разговоры на эту тему. Может, грядущим летом на поляне под Чаданом мы вновь увидим Марию Селезневу с ее волшебным инструментом?..
Марина КЕНИН-ЛОПСАН