Тот, кто ни разу не бывал на концерте тувинского духового оркестра, считайте, многое упустил в своем эстетическом воспитании. В понимании многих людей «духовики» неразрывно связаны с военными маршами и ретро вальсами. Во всяком случае, мои познания до определенного момента действительно заканчивались на этом. А на деле оказалось, что это целый мир музыкальных экспериментов с эстрадной и джазовой музыкой, классическими произведениями и самобытным фольклором.
На минувшей неделе Духовой оркестр Правительства Республики Тыва на сцене Тувинской государственной филармонии представил новую оригинальную концертную программу «Мелодии гор и степей», посвященную 95-летию Тувинской народной республики.
Дирижер и зрители
Конечно, зал был полон - наш зритель давно оценил талантливых музыкантов и их мощную энергетику, которая с первой зазвучавшей мелодии заставила каждого человека, сидящего в зале, почувствовать мурашки на коже. Со сцены звучали популярные песни тувинских композиторов, такие как «Агитатор», «Самагалтай», «Межегей» и многие другие. По лицам людей было видно, что песни эти в душе каждого вызвали ностальгические воспоминания.
Было любопытно смотреть со стороны, как работают в тандеме оркестр и дирижеры. Пробравшись за кулисы, я получила возможность увидеть сосредоточенные лица музыкантов, которые следили за мановением дирижерской палочки Петра Казимира, Тимура Дулуша, Саяна Салчака. Очень жаль, что дирижеры не могут одновременно стоять лицом и к оркестру, и к зрителям, зрелище ошеломляющее. Кажется, за одну лишь композицию человек переживает целую гамму эмоций, здесь и печаль, и гнев, и радость. И главное, все это ты принимаешь сердцем, и, конечно же, музыканты тоже, может, оттого произведения в исполнении именно нашего духового оркестра дышат жизнью, наполнены яркой экспрессией.
Дирижер, затаив дыхание, опускает палочку, и мелодия затихает. Бурные аплодисменты провожают его со сцены, и все, кто стоит за кулисами, хлопают его по плечу и одобрительно шепчут: «Молодец!». И это, бесспорно, так.
Сплав музыки
Помимо всеми любимых узнаваемых мелодий, в программе впервые прозвучала композиция «Тувинские игры» Ураны Хомушку специально написанная для «Мелодии гор и степей». Многие произведения зрители услышали в совершено новых современных аранжировках Петра Казимира и джазового музыканта из Японии Хико Хатано. Словом, один концерт вобрал в себя все музыкальные направления: классику, джаз, рок, латино, регги, свинг, клубную музыку и даже рэп. Этим оркестр и будет всегда интересен своему зрителю, ведь он не боится экспериментировать и поднимать на новые ступени свое мастерство.
Разумеется, украшением музыкального вечера, его душой, стали выступления солистки оркестра Софьи Кара-оол, известных исполнителей: Эртине Тумата, Саяна Дембирела, и юных исполнителей хоомея из Республиканской школы искусств им. Р. Кенденбиля.
Глядя на гармоничную и слаженную работу всех участников программы, казалось, что и музыканты оркестра, и дирижеры, и исполнители музыкальных произведений, все вместе выросли на этой сцене. Сначала это были маленькие музыканты в маленьких костюмчиках с маленькими трубами, флейтами и дирижерскими палочками, солисты исполняли детские песенки. А теперь они выросли и стали профессионалами. Ну, может, не на одной сцене, но, по большому счету, так оно было. Оркестр прошел большой творческий путь, у него есть свое звучание, свой репертуар, своя манера исполнения. Он по праву может считаться одним из самых ярких и узнаваемых брендов республики.
+++
История о музыке и дружбе
По мнению дирижера красноярского камерного оркестра, доцента Красноярского государственного университета искусств, Заслуженного деятеля искусств РТ Петра Казимира, с которым корреспонденту еженедельника удалось поговорить по окончании концерта, программа «Мелодия гор и степей» получилась очень удачной, и архаичные эксперименты особенно хорошо удались.
Классная вещь
Со слов Петра Николаевича, был период, когда он года два не общался с оркестром. А год назад в Красноярск приехал Тимур Дулуш и рассказал о своей новой идее. «Классная вещь!» - ответил тогда красноярский джазмен. Рабочий график был плотный, о чем он и сказал руководителю оркестра в ответ на его просьбу помочь в создании программы. «Тима мне сказал, что я в ответе за того, кого приручил», - смеясь рассказывал Петр Николаевич.
И работа началась. Пришлось изучать тувинские сборники, прослушать многие старые записи песен. Кстати, тогда и была найдена песня «Межегей» в исполнении тувинского хора. «Мы брали ноты, слушали мелодии, прикидывали, что ляжет на ноты, что не подойдет», - рассказал Петр Казимир. И пояснил сразу, что если образно представить стилистику русских песен, то это будут ровные квадраты, а тувинские архаичные произведения состоят из ломаных фигур. И далеко не каждому оркестру по плечу сыграть такое. Поэтому, как пояснил Петр Николаевич, он старался не нарушать гармонии, чтобы всем была понятна сама песня, а аранжировка являлась бы только ее украшением.
Подготовка программы заняла год, в течение которого Петр Казимир готовый нотный материал отправлял Тимуру Дулушу на рецензию. Несколько раз приезжал в республику на два-три дня репетировать. Во время фестиваля Устуу-Хурээ музыканты сделали большую часть программы.
Для духовика это святое
Такие музыкальные стили в исполнении духового оркестра, которыми был наполнен концерт, по убеждению Петра Казимира, надо «обкатывать» на живой публике, необходим контакт со зрителем. Так как ни одно средство массовой информации не сможет передать энергию, которая идет со сцены и которой, кстати, лишены многие творческие музыкальные коллективы.
Было заметно, что мой рассказчик гордится своими коллегами, которым он когда-то давал мастер-классы, помогал с аранжировками и подбором репертуара. «Можно сказать, что, в принципе, мы одна команда, все музыканты оркестра практически выросли на моих глазах от детишек духовиков-первокурсников до взрослых мужчин», - пояснил собеседник. И добавил, что Тимур и его «команда» всегда находили нужные слова, когда вопрос вставал о совместной работе. В первое свое знакомство с оркестром, когда Тимур Дулуш предложил Петру Казимиру приехать в Туву и дать мастер-классы для тогда еще молодых музыкантов, ребята пояснили, что играли на похоронах, чтобы оплатить его услуги. Для духовика этот заработок святой, заметил музыкант. «Как правило, это первый заработок духовика, я тоже с этого начинал, и, поверьте, это тяжкий труд - идти за похоронной процессией два-три часа и играть», - рассказал Петр Николаевич.
Вот такая история о музыке, дружбе и Профессионалах с большой буквы.
Н. Черноусова