26 сен2012
Один день фестиваля, или Степная сказка
Конный духовой оркестр Правительства Тувы собирался показать мастер-класс - один из эпизодов Международного фестиваля «Фанфары в центре Азии». А показал - степную сказку. Настолько невероятным было зрелище.
Психология лошади
В селах тувинских детей учат ездить на лошадях, едва только они начинают ходить, а то и раньше. Значит ли это, что создавать конный оркестр в Туве легко?
Ну вот с 2008 года это и узнали. В 2008 году вспомнили традиции предков - в Туве был конный оркестр. Тимур Дулуш решил, что можно это создать и сейчас. И тут же выяснилась вся сложность проекта.
Лошадь - живое существо, и надо учитывать ее психическое и эмоциональное состояние даже в большей степени, чем самих музыкантов.
Память у нее хорошая, и если она чего-то испугалась, то переучить ее будет очень сложно. А чего могут бояться лошади?
Они могут бояться ярких цветов - красного, желтого, белого, любых цветных вещей.
Лошади могут бояться блеска. Например, блеска духовых инструментов.
Естественно, лошади боятся и громких звуков. Причем одна лошадь впадает в панику при высоких звуках, другая - при низких.
Лошади боятся разных запахов, например, солярки, любых городских запахов.
Когда в городе стали проводить первые дефиле, оказалось, что лошади не могут переходить «зебру», они застывали на пешеходных переходах.
Находясь среди множества людей, они испытывают сильное напряжение, дрожат, как люди.
Звук нельзя направлять над головой лошади, между ушами, - они пугаются.
Когда что-то говорит руководитель, люди могут смотреть в другую сторону, соглашаться или нет. Но лошади всегда идут за вожаком, и как тогда быть с проходками? Если надо, чтобы лошади шли навстречу друг другу, проходили рядами?
Есть лошади, которые всегда идут впереди, есть - которые идут сзади. Иная лошадь и в середину никогда не встанет.
Самое сложное - играть стоя: лошадь рождена для движения, она всегда двигается и вовсе не хочет долго стоять, особенно если вокруг люди, громкие звуки, яркие краски.
У каждой лошади - свой характер. Может притворяться доброй, но всегда надо помнить о технике безопасности, к этому детей приучат сразу. Лошадь по нынешним законам не причисляют к источнику повышенной опасности, и, может быть, зря. Но девушки в нашем конном духовом оркестре пока не играют.
Итак, проблем много. И они должны быть разрешимы.
Психология человека
Лошади ведь участвовали в сражениях. Хоть в войне с Наполеоном, хоть в первой мировой - все похожие проблемы уже возникали. Тут и громкие звуки выстрелов, и яркие цвета мундиров, и множество людей вокруг.
Игорь Дулуш долго выяснял у табунщиков, как можно решить задачу. Оказалось все очень просто. И очень сложно. Лошадь верит всаднику, она ему доверяет, и на первое место выходят именно качества самого всадника, а не лошади. Правда, с тувинскими лошадьми сложнее - они ведут полудикий образ жизни, свободно пасутся в степях, а не воспитываются в конюшнях, где вокруг всегда есть люди.
Но «Если мы управляем лошадью уверенно - мы можем седлать все», - говорит Игорь Дулуш. Лошадь быстро определяет, каков ее всадник, и начинает вести себя соответственно.
Это - что касается лошадей. И с инструментами проблема. Управлять лошадью надо одной рукой, другой - держать инструмент. А как нажимать на клапаны? То есть, как играть? У конных оркестров раньше были специальные инструменты, но поскольку конных оркестров сейчас практически нет, то и инструментов таких достать невозможно.
Впрочем, в нашем оркестре рассчитывают не на специальные инструменты, которых нет, а на мастерство всадников. Уздечку на кисть, основное управление - ногами.
Вот таким должен быть звук!
Пока обо всем этом рассказывали - кони выметнулись из-за холма. Впереди шел красивый белый жеребец, говорят, конь председателя правительства. Музыканты спустились, быстро отобрали своих лошадей, для гостей показали умение пользоваться арканами. Так же быстро оседлали. Несколько минут - и началось... что? Представление? Концерт? Выступление? Началась сказка.
И яркие цвета, и блеск духовых инструментов, и музыка - все, чего лошади перестали бояться благодаря своим всадникам.
Гости были поражены.
«Вот таким должен быть звук! Необъятным, - радостно и с каким-то азартом сказал гость фестиваля Анатолий Дудин, - мы все говорим о стерео, о квадро, а он вот такой должен быть! Тува вся необъемная. И звук в степи необъемный. Свобода!»
«А если бы мы ассамблею тут проводили?» - послышался вопрос. «Проведем!» - уверенно и так же азартно сказал Анатолий Дудин, профессор, завкафедрой духовых и ударных инструментов МГУКИ.
Тувинские народные песни в обработке для духовых инструментов звучали очень необычно, и в то же время очень органично на фоне осенней степи. Играли ту музыку, которая и была в репертуаре конного духового оркестра ТНР в 20-е годы прошлого века.
Музыка заполняла степь, холмы, собравшихся людей.
Лошади красовались, грациозно перебирали ногами, «показывали себя». А мы ведь только сейчас услышали, чего стоило научить их всему.
Ну как оно вам?
Этот или примерно этот вопрос задавали всем гостям фестиваля.
Анатолий Дудин не сразу нашел слова: «Это уникально, я в восторге, у меня не хватает положительных эпитетов, чтобы восторгаться всем этим. И конечно, это делает человек. Не будет этого человека, не будет этого дела. Я сам провожу фестивали и везде расскажу об этом уникальном событии. Этого нигде нет. Надо будет здесь весь мир собрать, чтобы учились».
Он достаточно высоко оценил общий уровень подготовки музыкантов, послушал накануне малышей - увидел, есть преемственность профессионализма: «Дети чистенько играют вибрато». Он вообще-то против вибрато, но здесь это хорошо, у них очень хорошо получается.
Во всем этом Анатолий Дудин видит заслугу Тимура Дулуша. «Есть Тимур, и есть это дело, он везде ездит, всему учится и у себя воплощает все в лучшем виде. И человек хороший и музыкант хороший».
Президент международной оркестровой конференции «Taiwan Clinic» и азиатского чемпионата марширующих оркестров Кенон Хуанг был в не меньшем восторге. Он высказался в том плане, что обязательно надо достать специальные духовые инструменты для конного оркестра, и вроде даже собирался посодействовать. В общей подготовке музыкантов он отметил только один недочет: «Здесь пока нет своей школы», но сам собирается помочь - надо будет организовать приглашение сюда учителей.
Бурен-хемская осенняя степь сама по себе вызывала положительные эмоции. Администрация района нашла удобную смотровую площадку - выступление конного оркестра проходило как бы в большой чаше. Воздвигли новое оваа, круглую беседку. Гости сложили еще несколько камней к оваа, повязали кадаки, выпили тувинского чаю с традиционной выпечкой. И твердо решили, что надо сюда приехать, когда будет отмечаться столетие единения Тувы и России.
И Качан
Источник: Плюс Информ 26.09.2012